PhilosophyDay
Современная философия
Философско-культурная
концепция науки КассирераДругая философия / Философско-культурная концепция науки Кассирера / Философско-культурная
концепция науки КассирераСтраница 2
Хотя Кант не исключает, что возможно и рассмотрение математики только как некоего формального построения, однако он отвергает эту возможность. Все математические понятия, по его мнению, сами по себе не знания, если только не предполагать, что существуют вещи, которые могут представляться нам только сообразно с формой .
Кант формулирует это положение о предметной содержательности знания в отношении естествознания, непременным условием которого является применение рассудочных форм к «эмпирическому созерцанию», к опыту.
Кантом сформулированы теории научности: научное знание непременно содержит в себе два момента—оно построено сообразно с правилами и принципами мышления, и его понятия относятся к предметам, данным в чувственном созерцании. Эти формулировки одновременно являются внутринаучными. критериями объективности. И, соответственно, умопостигаемым сущностям, полагаемым в идеях разума, невозможно приписать объективность, потому что они не могут быть даны в чувственном созерцании (для естествознания—в эмпирическом чувственном созерцании, в опыте); этим умопостигаемым сущностям (по сути дела, не только философским, но и всяким общетеоретическим обобщениям) можно приписать лишь гипотетическое существование. Уже Гегелем была показана ограниченность такого понимания объективности (Гегель так и называл ее—«кантовская объективность»)[4].
Эту же проблему Канта Кассирер излагает в терминах «объективации»: это, так сказать, «научная объективность»—некоторая абстракция, которая успешно работает в весьма узких рамках общей методологии науки; между тем как философские трудности, встающие перед научным познанием, требуют доказательства того, что научная картина мира имеет объективное содержание в смысле отражения в ней независимой от познающего субъекта действительности, того, что действительность такова, как она представлена в научной картине мира. Но доказательство этого не может быть получено средствами логико-методологического и теоретико-познавательного анализа, как это пытались сделать Кант и кантианцы. Вопрос о том, свойственна ли человеческому мышлению предметная истина, говорил Маркс, вовсе не есть вопрос теории, а вопрос практический. Внутринаучные критерии объективности действительно способны вывести наше знание из пределов субъективности в объективный мир предметов, явлений и их сущности (и на эти критерии опирается «каждодневная» работа естествоиспытателя), но это не есть имманентная нашему мышлению способность; это происходит потому, что сами эти критерии (научные способы экспериментирования и теоретизирования) сложились исторически, на основе общественно-исторической практики. В неокантианстве же был подмечен факт «научной объективности», и превращен был в самодовлеющий факт. А этот факт можно проиллюстрировать следующим образом: наше знание об атомах, элементарных частицах, двойной спирали, гипотетических черных дырах, кварках и т. п. имеет объективное содержание, потому что существование всех этих «сущностей» доказано (или может быть обсуждено, доказано или опровергнуто) в научном познании, теми средствами экспериментирования и теоретизирования, которые сложились в науке и которые составляют суть «научности». И наоборот, утверждения о дьявольской силе и пр. в принципе находятся за пределами этих средств и, соответственно, знания, и именно поэтому эти сущности не обладают существованием.
Смотрите также
7.1
Прагматический анализ
Здесь мы рассмотрим взгляды тех философов, которые, в
соответствии с традицией, в основном придерживаются эмпиристской ориентации и
интересуются прежде всего философской интерпретацией нау ...
Древнегреческая философия. Аристотель.
Бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ»,
без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму.
Форма – сущность, свойства предмет ...
14.3 Методологический плюрализм
традиций
Теперь,
после обсуждения тематических корреляций, рассмотрим методы исследований
аналитической философии и феноменологии. Сначала следует ввести одно важное
замечание относительно пониман ...