Философско-культурная концепция науки Кассирера
Другая философия / Философско-культурная концепция науки Кассирера / Философско-культурная концепция науки Кассирера
Страница 1

Главная особенность концепции Э. Кассирера в том и состоит, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ее форм.

Рассматривая кон­цепцию Кассирера о науке как форме культуры, сле­дует начать с истоков — с некоторых основных исход­ных положений философии Канта, а также учения Когена о культуре и «культурном сознании», с его поисков «логических оснований культуры».

Особенность теории познания, как она сформули­рована Кантом, заключается в том, что теория позна­ния исследует способ познания предметов. Различные виды постижения мира—научное знание (математика, естествознание) и философия (теоретическая и практи­ческая) оказываются разделенными друг от друга в самом основании—потому, что в них нашли выраже­ние различные способности души и различные формы познания. По этой причине различны их объекты. Так, различие между математическим и философским ви­дами познания (равным образом опирающимися на чистый разум) заключается в «их форме, а не осно­вывается на различии меж­ду их материей, или предметами. Форма математиче­ского познания есть причина того, что оно может быть направлено только на количества .»[2]. По той же при­чине различен характер их объективности. И наука, и фи­лософия—метафизика, этика, эстетика, религия—по со­держанию своему объективированы от отдельных субъ­ектов познания. Однако философское познание в этой объективации может достичь лишь общезначимости, философское суждение не может быть безусловно от­несено к самому предмету (данному в созерцании априорно или как предмет возможного опыта), ибо оно «не основывается на понятиях об объекте», ибо вообще «философия держится только на общих поня­тиях»[3] и т. п. Но философское суждение тем самым не обесценивается: философия есть познание из прин­ципов, и благодаря им она обеспечивает единство зна­ния в науке, этике, эстетике, религии, единство, без которого не может обходиться наш разум.

Только научное знание обладает достоверностью, т.е. помимо субъективной достаточности, имеет объ­ективное основание; и потому только оно не просто общезначимо, но и претендует на то, что его содержа­ние относится к предмету познания. Научное знание возможно благодаря определенным формам мышле­ния (чистым рассудочным понятиям, категориям) и основоположениям. Они обеспечивают объективность знания в смысле отчужденности его от познающего субъекта: всякое утверждение, сообразное с этими формами, может быть понято (и обсуждено, принято или отвергнуто) «всяким, кто только обладает разу­мом». Но эта внутренняя определенность научного знания имеет одно очень важное дополнение, благо­даря чему объективированное, отчужденное от субъек­та знание становится объективным знанием. Это дополнение заключается в том, что научное знание непременно должно быть применимо к предметам воз­можного опыта.

Это относится, равным образом, и к. естествознанию, и к математике. У Канта имеется одно очень важное замеча­ние о предметной содержательности математики. Математика, естествознание и даже эмпирические знания человека. имеют высокую ценность как средства главным образом для слу­чайных целей, а если они в конце концов становятся средством для необходимых и существенных целей человечества, то это дости­гается не иначе как при посредстве познания разума на основе од­них лишь понятий, которое есть не что иное, как метафизика.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    6.5 "Реализм с человеческим лицом" Х.Патнэма
      В предисловии к русскому изданию сборника классических статей Патнэма Л.Б.Макеева пишет: "Непосредственно проблеме реализма[350] посвящена одна статья в настоящем сборнике — «Философи ...

    Кьеркегор и Шпенглер.
    Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального существования человека, ибо только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смы ...

    12.2 Аналитические модели объяснения
      Проблеме научного объяснения посвящена обширнейшая литература. Аналитические аспекты этой темы могут быть резюмированы так: каким образом проблема перехода от описания к объяснению связана ...