Человечество как субъект истории
Другая философия / Человечество как субъект истории
Страница 3

Как бы ни сильны были в мире сейчас антиглобалистские настроения, но придется признать, что только глобальный подход может обеспечить путь к решению проблем, стоящих перед человечеством. Решение этих проблем неизбежно потребует создания особого комитета, или штаба, либо планетарного парламента, который будет определять стратегии использования знаний для предотвращения глобальных катастроф и цели корректировки развития человечества.

В условиях глобального загрязнения окружающей среды, перенаселения, ухудшения генетического фонда человечества, угрозы ядерной катастрофы или химического отравления, эрозии почвы, иссушения крупных водных бассейнов, урбанизации и роста городов перед человечеством во весь рост встанет реальная проблема выживания. Причем речь будет идти не просто о неспешных теоретических спорах и разработке различных концепций, а об их решении в ситуации кризиса, в условиях ограниченного времени и научно-технических средств.

Необычайно стремительное развитие науки и современных технологий требует выработки подходов к оценке научных достижений и разработки ограничений в использовании её результатов, вплоть до их запрещения (например, клонирование применительно к человеку).

Под воздействием развитых индустриальных государств человечество стоит перед угрозой потери национальной самобытности менее развитых стран. Необходима выработка правовых мер по защите культур и культурного наследия человечества.

Переселение больших масс людей в результате войн, политической ситуации или иных причин уже стало большой проблемой для ряда стран (ФРГ, США, Россия). Человечество должно оптимизировать среду своего обитания, создать относительно бескризисное экономическое развитие стран.

Хищническая эксплуатация планеты и её ресурсов ведет к последствиям, влияющим на климат Земли, изменение её положения в Космосе в результате мощных энергий. Человек уже сейчас испытывает колоссальные стрессовые перегрузки, связанные с увеличением объема перерабатываемой им информации, что приводит к различным болезням. И ситуация будет лишь ухудшаться.

Человек все больше борется с болезнями искусственным способом, ставя себя в зависимость от лекарств, витаминов и т.д. Следовательно, его адаптационные возможности будут со временем разрушаться. Надеюсь, что человечество научится противостоять напряжению, стрессам и новым болезням, познавая и совершенствуя свои внутренние умственные, биологические и физические резервы.

Картины Армагеддона и Судного дня должны стоять перед глазами каждого жителя Земли. Не стоит обольщаться. Общество, как никогда близко подошло к решению проблем, которые потребуют участия всего разумного потенциала человечества.

К чести русской философии, на всех этапах её развития, особо важную роль играло нравственное начало, философия Добра, философия «мы», утверждающая, что спастись можно только всем вместе, принцип соборности, имеющий значение для решения проблемы общественной жизни. Тот же русский космизм с его «общим делом», с его гуманизмом воссоединения, заботы о Земле, биосфере, Космос с заботой о каждом человеке – пример объективного вопроса о смысле жизни.

Каждый человек – частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает философскую проблему смысла жизни объективной.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    9.3 Эпистемическая логика
      В качестве эффективного инструмента реконструкции и анализа теоретико-познавательных контекстов и проблем обычно используется особый вид интенсиональной логики – эпистемическая логика. Эт ...

    9.2 Знание и мнение. Проблема обоснованности знаний
      Содержание пропозиционального знания обычно выражается посредством некоторого высказывания. Другой характерной особенностью такого рода знания является то, что оно представляет собой функ ...

    2.1 Логический атомизм: язык как средство остановки регресса
      Мысль о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами определения и преобразования ...