Человечество как субъект истории
Другая философия / Человечество как субъект истории
Страница 2

История может пониматься и как синоним понятия «социум». Философы нередко говорят о «законах истории», имея в виду не закономерность исторических событий, а законы социума в их субстанциональном отличии от природы.

Время в истории включает в себя и прошлое, и настоящее и будущее, связывая их деятельностью людей. Как отмечал Марк Блок, история – это «наука о людях во времени». В этом и есть подлинный смысл философии истории. Проблема философии связана с масштабом человеческой истории, изучением основных культурно-исторических типов развития (египетского, китайского, иранского, еврейского, аравийского, европейского и т.д.), взаимодействием их культур, влиянием человеческой деятельности на ход всемирной истории, созданием различных масштабных моделей развития истории человеческой цивилизации. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали – морали высокого уважения к себе и другим.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. В вопросе о природе человека сложились две позиции: биологизаторская и социологизаторская. Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе своеобразной интерпритации тезиса К. Маркса о человеке как совокупности общественных отношений. Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии (социал-дарвинизм – выживание сильнейших в естественном отборе, расизм - разделение рас на низшие и высшие, генетический детерминизм, объясняющий социальные действия человека его генетическими характеристиками).

Итак, в трактовке природы человека социологизаторская концепция абсолютирует его социальную сторону (аспект), а биологизаторские концепции сводят его сущность к биологии, к инстинктам, к тем или иным свойствам генов. Человек – социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно социологическим по своей сути. Только что родившийся ребенок, представляющий биологическую материальную живую среду, не обладает ещё мышлением и речью. Его физиологическая и генетическая организации лишь располагают возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная среда – родители, близкие родственники, друзья и т.д. Без социальных факторов не может быть человека, во всяком случае, полноценного. Тяга индивидуума к творчеству, реализация задуманных целей, совершенствование в труде(профессии), и даже осознание человеком своих свобод происходит в тесном контакте с другими личностями. Так что в обществе всегда надо сообразовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества, пытаясь при достижении своих целей не ущемлять чужих свобод, не разрушать иных идеалов, признавая всю меру своей ответственности перед другим человеком, природой или человечеством в целом.

Человеческая деятельность по преобразованию природы и общества долгое время рассматривалась как нечто локализованное либо пределами конкретного географического пространства (селение, город, страна), либо пределами Земли. Считалось, что преобразования, способствующие более комфортной жизни людей на нашей планете, несут в себе лишь положительный заряд. Однако очень быстро выяснилось, что это не так, что человек, общество являются частью более общих систем, а поэтому вмешательство в структурные связи данных систем чревато в том числе и негативными последствиями по отношению к человеку и человечеству в целом.

Современная стадия развития культуры характеризуется тем, что общество осознает сложившуюся ситуацию и начинает все более задумываться над решением такого рода глобальных проблем, чтобы исключить или хотя бы преуменьшить их негативное влияние на перспективы развития мира.

Что ждет нашу планету в будущем, каковы перспективы развития человечества? Очевидно, что глобальность проблем, стоящих перед обществом, не позволит решать их регионально в масштабе одного или нескольких государств. Загрязнение реки, протекающей через несколько стран, возникновение новой болезни, способной широко распространяться, разлив нефти в прибрежных водах нескольких государств – борьба с такими явлениями должна вестись всем научным сообществом мира, все страны должны действовать сообща.

Еще в V веке до нашей эры великий китайский мыслитель Кун-Фу-Цзы (Конфуций) говорил: «Изучайте прошлое, если хотите предугадать будущее». Изучение истории человечества и попытка представить его будущее, к сожалению, не внушает радужного оптимизма. Человечество за 2 млн. лет своего существования перенесло тысячи расцветов и упадков, войн и возрождений. Цивилизации существовали параллельно, или сменяли друг друга, культуры проникали друг в друга, порождая новые, величайшие гуманистические идеи сменялись человеконенавистническими и расистскими, научно-технический прогресс то продвигал человечество на десятилетия вперёд, то подталкивал его к краю пропасти, за которой отчетливо просматривалась глобальная катастрофа. Все это приводит к осознанию ответственности, как отдельного человека, отдельных стран, так и человечества в целом за будущее мира и к становлению особого глобального типа мышления, которое может базироваться лишь на традиционных культурных ценностях, опирающихся на локальные этнические принципы.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    5.2 Концепция "значение как употребление" и ее приложения
      Рассмотрим основные аспекты концепции "значение как употребление", обсужденные в "Философских исследованиях" Витгенштейна — работе, наиболее плотно ассоциирующейся с у ...

    13.4 Физикализм
      Материалистическое понимание сознания в основном представлено тезисом тождество ментального и физического. Это тождество, в свою очередь, может пониматься или не пониматься редукционистски ...

    7.2 Концепция онтологической относительности и холистический тезис Куайна
      Известный "онтологический критерий" У. Куайна — "Существовать — значит быть значением квантифицируемой переменной" — выступает инверсией семантического критерия, ...