Философская позиция Струве
Другая философия / Философская позиция Струве
Страница 3

7. Как он оценивал значение капиталистического этапа развития исторического процесса?

7. Будущее России, по мнению Струве, связано с развитием капитализма. В критике народнической теории некапиталистического развития он был близок к Плеханову, который тоже считал, что Россия не может быть исключением из практики мировой истории.

Однако Плеханов, последовательно проводил идеи исторического материализма, связывал установление социализма со своевременным осуществлением социалистической революции, а Струве защищал путь реформ. В сложившихся российских условиях это означало развитие земледелия на основе товарного обмена с опорой на промышленный капитал. Государство, подчеркивал Струве, должно расчищать почву для этого процесса и по возможности смягчать его социальные последствия.

8. В чем Струве видел причины укоренения в социалистическом движении "идеи личной безответственности"?

8. Трагедию русской революции Струве видел в том, что в ней идея личной годности была совершенно погашена и "утоплена в идее равенства безответственных личностей". Современное ему социалистическое движение он считал враждебным идее личной ответственности человека. Одной из предпосылок марксистского учения он считал убеждение французского материализма XVIII века в том, что человек является продуктом "среды" и "совокупностью всех общественных отношений". Такое убеждение, подчеркивал Струве, не оставляет места для личной ответственности человека за свои поступки и образ мыслей. Установка просвещения на полную рационализацию всех процессов, совершающихся в обществе, "усыпляет" человеческую совесть и делает людей орудиями некоего абстрактного коллективного разума, лишая их автономной воли.

9. Какое значение он придавал "идее личной годности"?

9. Струве разделял положение марксизма о том, что в основе всякого экономического прогресса лежит вытеснение менее производительных общественно-экономических систем более производительными. При этом он отмечал, что более производительная система "не есть нечто мертвое, лишенное духовности". По его мнению, большая производительность всегда опирается на "более высокую личную годность". Под ней он понимал совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самообладание, добросовестности, реальности, расчетливости.

10. В чем Струве видел суть либерализма и каким образом обосновывал его преимущества?

10. При этом Струве не отвергает и значения внешних форм, но эти формы должны изменяться таким образом, чтобы во все большей степени соответствовать духовному развитию людей и стимулировать это развитие. Отсюда естественно следовало, что единственной приемлемой политической идеологией для Струве был либерализм с его приоритетом личности и идеей служения государства целям духовного совершенствования личности. Впрочем, в этом моменте ярко проявилось своеобразность социальной философии Струве. Близость к классическому западному либерализму можно заметить только в его первых работах, обозначивших переход от марксизма к персоналистической метафизике. В конечном счете Струве отверг представление классического либерализма о том, что государство нужно только для того, чтобы обеспечивать свободу в спокойствие бытия отдельных личностей; такое понимание государства слишком расходилось с характерным для русской философии представлением о "священном" статусе государства. Называя свою политическую идеологию "консервативным либерализмом" и подчеркивая ее отличие от традиционного западного либерализма, Струве утверждает что государство мистично, т.е. не только обладает самостоятельной сущностью и самостоятельными целями, несводимыми к целям обеспечения свободы личности и, вообще говоря, недоступными окончательному рациональному постижению, но и в определенном смысле превосходит личность в своем метафизическом статусе. Одной из важнейших добродетелей личности и одной из главных целей ее совершенствования является осознание мистической, религиозный сути государства, что выражается в беспрекословной готовности отдать свою жизнь за государство ради его существования и могущества. Политическая идеология Струве оказывается основанной на парадоксальном соединении "либерализма" и "империализма", идеи абсолютного значения отдельной личности и идеи священного, мистического значения государства и его могущества. Как пишет Струве, "государство есть "организм", который во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины, основному условию государственной мощи … Идеал государственной мощи и идея дисциплины народного труда - вместе с идеей права и прав - должны образовать железный инвентарь… нового политического и культурного сознания русского человека".

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    "Отторгнутый от материнской груди и отцовских объятий…"
      Трудно было попадать в старину из Италии в Швейцарию: эти две соседние страны разделяются высокими Альпийскими горами. По горным перевалам проложены были узкие, опасные тропинки. Богачи ...

    14.1 Возможен ли диалог аналитической философии и феноменологии?
      Рассмотрение традиции аналитической философии в данном контексте может оказаться небезынтересным в связи со следующим обстоятельством. Представляется весьма странным тот факт, что на фоне ...

    14.5 Перспективы компаративных исследований: возможности феноменологии
      Теперь обратимся к тому, в чем можно было бы увидеть перспективу результатов феноменологических штудий для философа-аналитика. Последний, будучи чаще всего заинтересованным в предметном п ...