Философская позиция Струве
Другая философия / Философская позиция Струве
Страница 2

3. Под влиянием каких философских идей Струве пересмотрел свои позитивистские взгляды?

3. В противоположность этой, марксисткой, позиции сам Струве считает главным фактором несовершенства общества не неправильность его внешних форм, а внутреннее несовершенство самих людей.

Он пытался обосновать миросозерцание марксизма не на диалектическом материализме, а на неокантианском учении. Философская основа мировоззрения Струве сформировалась под влиянием кантовского учения о свободе, предполагающего различение сущего и должного. Размышление над кантовским понятием "вещи-в-себе", с помощью которого проводилось принципиальное отличие между миром природы и миром свободы, привело Струве к критическому пересмотру прежних позитивистских установок своего мышления. Он решительно осудил позитивистское отождествление сферы науки и этики, познания и свободного действия, и пришел к выводу, что позитивизм не в состоянии "спасти человеческую свободу". По мнению Струве, русский марксизм в своих философских построениях "впал в … заблуждение позитивизма, установив подчинение долженствования … бытию и поглощение свободы необходимостью". Таким образом, отказавшись от позитивизма, Струве перестал быть марксистом в философском отношении.

4. На чем основывалась его критика марксистской теории социальной революции?

4. Струве особенно импонировала марксистская трактовка социализма как выражение и цели рабочего движения, но понимание Марксом роли социалистической революции в достижении этой цели представлялось Струве не только утопическим, но и опасным. В отличие от Н.А. Бердяева, которого в сое время привлекала в марксизме идея революции как "скачка из царства необходимости в царство свободы", Струве всегда относился к революции как к нарушению естественных и исторических законов. "Природа не делает скачков, а интеллект не терпит скачков", - повторил он. Теория социалистической революции, по мнению Струве, "выбивается" из рамок материалистического понимания истории. Идеи Маркса о неравномерности общественного развития, антагонистических противоречиях и кризисах, обострении классовой борьбы в условиях капитализма ему также представлялись недостаточно научно и философски обоснованными.

5. Какое понимание социализма он противопоставил классической марксистской трактовке?

5. По существу, Струве обвинял Маркса в "мнимо реалистическом" обосновании необходимости социалистической революции, неправомерном применении диалектического метода к объяснению исторического процесса. Маркс, по его мнению, воспринял диалектику Гегеля, ядро которой составлял принцип противоположностей и "скачка" как перерыва постепенности, как догму. По этой причине Маркс невольно упадобил революцию некой магической силе, возложив на нее все надежды на достижение желаемой цели. Струве писал: "Чтобы страстно желаемое, невозможное, в конце концов все же было признано необходимым, на помощь призвано социальное чудо - социальная революция, которая приводит в исполнение переход количества в качество благодаря внутренне присущей ей творческой силе". До тех пор, пока в марксизме не будет изжито представление о революции как о мистическом перерыве постепенности, он останется, по мнению Струве, только оригинальной формой утопизма. Социализм, отмечал Струве, обладает реальностью постольку, поскольку он органически содержится в современном экономическом порядке как возможность, реализуемая эволюционным путем.

6. Как Струве объяснял причины формирования радикально-революционного характера марксистского учения?

6. Струве пытался разобраться в причинах формирования радикалистских установок марксизма вообще и революционности русских социал-демократов в частности. Он пришел к выводу, что истоки философской слабости марксизма следует искать во французском материализме, рационализме и сенсуализме XVIII века. Маркс, по его мнению, был вовсе не философом критического духа, имеющим родство с Кантом, Шеллингом и Гегелем, а догматическим материалом, вышедшим из школы Фейербаха, но более решительно примкнувшим к французскому материализму XVIII века.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    13.6 Репрезентативное сознание
      Согласно распространенному убеждению, сознание репрезентативно и интенционально. Репрезентативность предполагает, что сознание таково, что его (по крайней мере, некоторые) содержания указы ...

    3.4 Дискуссия о языке наблюдения
      Исходной точкой исследований венцев был "Трактат", согласно одному из фундаментальных тезисов которого утверждение истинно, если факт или состояние дел, выраженные этим утвержде ...

    9.2 Знание и мнение. Проблема обоснованности знаний
      Содержание пропозиционального знания обычно выражается посредством некоторого высказывания. Другой характерной особенностью такого рода знания является то, что оно представляет собой функ ...