Заключение
Другая философия / Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса / Заключение

В ренессанский период главными антагонистами гуманистических идей и учений оставались схоластическая философия и подчиненная ученость, неразрывно связанные с культурой традиционного феодального общества.

Внутри гуманистической философии существовали свои разногласия и даже борьба, но перед лицом схоластики полемика между гуманистически настроенными философами отступала на второй план. Мы видели, как широко использовали они в этих интересах античные философские идеи и учения и какие поправки, новые идеи и концепции они вносили в них под воздействием запросов жизни. Развитие научного знания не известного предшествующим векам и Античности, послужило другим интеллектуальным стимулятором формирования новых мировоззренческих идей и концепций, определявших лицо гуманистической философии.

Особенно значительная роль в гуманистической философии Возрождения принадлежит многогранной проблеме человека. Свое наиболее обобщенное выражение, выявляющее и осмыслявшее усиливавшуюся активность человека по отношению к природе, она нашла в многочисленных мечтаниях о царстве человека, а в собственно философской, преимущественно онтологической форме – в настойчивом углублении идеи соотношения природы и искусства, соотношение человеческой и божественной деятельности. В гуманистической философии необычайно расширился и углубился и этико-социальный аспект проблемы человека как в ее индивидуально-личностном, так и в коллективно-социальном плане. Одни ренессансные философы искали ее решения преимущественно в первом направлении, а другие – во втором. Так или иначе все новые творческие идеи и тем более учения были связаны с гуманистической культурой.

[1] Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1985, Т.1., с. 109.

[2] Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1914, Ч.1., с.111.

[3]Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986,с. 137.

[4] Сергеев А.К. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.,1993, с. 32.

[5] Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980, с. 98.

[6] Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.,2-И.,1991,с. 61.

[7] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995, с. 168.

[8] Баткин Л. К истолкованию итальянского Возрождения: антропология Марсилио Фичино и Пико дела Мирандолы. М.,1980, с.99.

[9] Горфункель Ф.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 65.

[10] Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.,2-И.,1991,с. 136.

[11] Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.М.,1978, с. 83

[12] Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.,2-И.,1991,с. 89.

[13] Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.М.,1978, с. 114.

    Смотрите также

    Фейербах - в середине 19 века острая критика идеализма, религии
    Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть вечной природы.- Человек – психофизическое един ...

    Кьеркегор и Шпенглер.
    Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального существования человека, ибо только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смы ...

    10.1 Аналитическое понятие истины
      Понятие истины в концепции значения как условий истинности очевидно должно отвечать своему функциональному предназначению, т.е. должно соответствовать определению (D1)  Истина — такое ...