"То аутоматон " (to aytomaton ) и автомат
Другая философия / Моральный кризис и метатехнические проблемы / "То аутоматон " (to aytomaton ) и автомат

В тексте аристотелевской "Та мета та фюсика" есть загадочное слово - "то аутоматон". Это слово сбивало с толку многих комментаторов. В.Д. Росс высказал предположение, что это - автоматическая кукла, - механическая игрушка.

В любом случае это чудесный маленький инструмент, с которым играл ребенок богатых родителей. Их было немного даже в процветающих Афинах, поскольку Аристотель пишет о них как о чем-то удивительном.

В нашей урбанистической ситуации имеется много автоматов, которые дают возможность получить желаемый нами предмет - такой, как напитки или сигареты, стоит только опустить монету или нажать соответствующую кнопку. Каждый человек пользуется ими без особого удивления. Сколько автоматов имеется сейчас в Японии? Согласно докладу Министерства индустрии, их свыше 5500000, включая билетные автоматы на железнодорожных станциях. Численность же населения Японии - около 120000000 человек. Следовательно, на каждые 20 человек приходится по одному автомату. По меньшей мере, в городских центрах численность автоматов превышает численность больших деревьев.

Это символ того факта, что технологические образования являются нашей средой обитания. Я почти уверен, что, по крайней мере, в некоторых городских районах насчитывается больше автоматов, чем деревьев.

"То аутоматон" греческой античности дарил человеческому существу удивление и радостное утешение, поскольку "то аутоматон" был диковинным инструментом. Что дают нам автоматы в нашей технологической среде? Наши автоматы представляют нам удобные и эффективные вещи для повседневной жизни. Они функционируют согласно необходимости, заложенной в механической структуре. Обычно в отношении автомата не возникает удивления. Удивление возникает только если он не функционирует, когда мы бросили в него монетку и нажали правильно кнопку. Следовательно, автомат является символом не только того факта, что наше окружение - некие технологические образования, но и символом технологического функционирования. Он символизирует идолопоклонство перед механической необходимостью, но также служит зеркалом технологического функционирования, своего рода технологией в миниатюре.

Никто из нас не говорит "спасибо", получая желаемую вещь из автомата. И в том, что мы не можем сказать "спасибо", есть определенная необходимость. Если мы опустили монету и нажали на кнопку, желаемая вещь должна выйти из автомата. Если желаемую вещь мы не получаем, мы выражаем неудовольствие. В наше время языковая активность перед лицом автомата - не благодарность, а жалоба.

В век автоматов мы можем получить желаемую вещь без слов благодарности. Больше автоматизма - меньше благодарности. И эта психическая реакция нашего времени чрезвычайно любопытна - мы забываем поблагодарить, получив желаемый предмет, поскольку человеческие отношения здесь отсутствуют. И я имею в виду не только человеческие отношения, но и отношения лицом-к-лицу в случае получения желаемого предмета. Таковы расстояние (portee), пройденное религией и предел (tragweite), до которого дошла религиозная духовность. Сегодня в каждой религии требование чего-либо от Бога или Будды считается самым существенным для молящегося. Хотя изначально во всех религиях первичным элементом молитвы была благодарность. Этот социо-психологический феномен чрезвычайно важен в сфере воспитания с точки зрения эко-этики, которая должна принять функцию нравственного воспитания в будущем. Если такая ситуация будет продолжаться и далее, с течением времени придет поколение, не знакомое с чувством благодарности, какое возникает, когда мы получаем необходимые нам предметы в нашей повседневной жизни. Для такого рода людей будет необходим другой способ воспитания, нежели тот который предполагается старой ментальностью. И это - также проблема эко-этики.

    Смотрите также

    Пифагор. Гераклит. Пифагор.
    Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение ...

    10.1 Аналитическое понятие истины
      Понятие истины в концепции значения как условий истинности очевидно должно отвечать своему функциональному предназначению, т.е. должно соответствовать определению (D1)  Истина — такое ...

    Древнегреческая философия. Аристотель.
    Бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмет ...