О страдании и ответственности
Другая философия / Н.А. Бердяев о происхождении зла и смысле истории / О страдании и ответственности

Достоинство человека основано на ответственности, на чувстве виновности в собственной судьбе. Страдание – это результат греха, а не что-то первоначальное. Освободиться от страдания можно, лишь искупив грех, победив зло.

Люди часто не понимают разницу между активным и пассивным страданием. Пассивное – это небытие, соблазн смерти, а активное – борьба со злом, искоренение стержня страдания.

Бердяев сравнивает отношение к страданию буддизма и христианской религии:

Буддизм видит в страдании смысл бытия, а спасение от страдания – это небытие, нирвана.

Христианство говорит, что страдание – это болезнь бытия, «уклон» к небытию, смерть. Победа над страданием - это освобождение от «болезненного небытия».

Все человечество живет «под гипнозом жажды искупления»[13]. Искупить грехи оно надеется страданием, однако забывая, что для спасения необходима жажда искупления.

Поверхностный взгляд на страдание: страдание есть единственная форма зла, но это и единственна форма добра, так как оно ведет к спасению. А на самом деле это ни добро, ни зло, это результат зла, от которого необходимо избавиться, чтобы избавиться от самого страдания. «Страдание страшно тем, что это знак того, что в мире совершилось преступление»[14]. Задача мировой истории – победа над злой волей в мире, над корнем зла, а не механическое устроение счастья.

Любопытную мысль высказывает Бердяев о сострадании. Люди часто ставят на один уровень страдание и сострадание. Они думают, что всякое страдание должно быть разделено и принято на себя. Но это значит отречься от спасения, и поставить гибель выше спасения, что есть идеологией зла. Однако это не правильно. Долг каждого участвовать в спасении, а не участвовать во всеобщей гибели. Если кто-то гибнет, то это по своей вине. Человек может спастись, лишь, если спасется весь мир. Каждый должен жить с сознанием, что он может спастись. Но если видно, что человек окончательно ступил на путь зла, то он не достоин никакой жалости.

И как вывод можно сказать, что каждая личность живет, пытаясь решить проблему бытия, пытаясь спастись от смерти и страдания. Она ждет решения своей судьбы, а это и есть жажда веры и религиозного исхода.

    Смотрите также

    2.1 Логический атомизм: язык как средство остановки регресса
      Мысль о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами определения и преобразования ...

    13.6 Репрезентативное сознание
      Согласно распространенному убеждению, сознание репрезентативно и интенционально. Репрезентативность предполагает, что сознание таково, что его (по крайней мере, некоторые) содержания указы ...

    Представления о сверхчеловеке Ницше
    Ницше был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через ее критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Евр ...