О третьем Завете и его связи со смыслом истории
Другая философия / Н.А. Бердяев о происхождении зла и смысле истории / О третьем Завете и его связи со смыслом истории

В этой главе Бердяев делает акцент на то, что в наше время процесс истории привел к идее прогресса. «Человечество перестало верить в Бога и тем пламеннее стало верить в прогресс человеческий, в свое великое будущее»[10].

Идея прогресса – это идея смысла истории. Но человечество еще не отождествило свой прогресс - с прогрессом религиозным. Оно мыслит рационалистически и атеистически.

Бердяев проводит две параллели. Истинный прогресс приведет к конечному исходу, к завершению истории. А прогресс у позитивистов предполагает «отсутствие конца во времени, бесконечное совершенствование»[11]. История же не имеет смысла, если не будет конца, она должна стремиться к завершению. Как пример приводится точка зрения на этот вопрос социализма. Он говорит, что должно наступить совершенное состояние, что «старый мир разрушиться», что означает конец истории, однако социализм утверждает бесконечность прогресса.

Прогресс, пишет Бердяев, должен привести к спасению. Однако спасение не столько личное дело, сколько – спасение мировой судьбы. «Спасение – это воскрешение мировой плоти. Прогресс совершается для всех людей, поколений прошлых, настоящих и будущих»[12]. Спасение – это вырывание корней зла, это так изменить мир, чтобы искоренить смерть. Но все это лишь будет в конце истории. Прогресс требует очень больших усилий и это не быстрый процесс. Должно пройти достаточно много времени, должно произойти «очеловечивание» человека, чтоб достигнуть «сверхчеловеческого» исхода.

В Апокалипсисе, откровении св. Иоанна, содержаться пророчества о конце истории. В книге говориться о двойственности будущего, о борьбе добра и зла. Смысл истории по ней накопление сил для решающей схватки добра и зла.

Философия истории содержит такую трудность, как индивидуальность. Невозможно составить законы истории, построить науку истории по образцу естествознания. А вот религиозное понимание истории возможно, так как религиозное восприятие всегда индивидуально. И поэтому конец истории – богочеловеческий, что значит совмещение божественного и индивидуально человеческого.

Большое внимание в этой главе Бердяевым уделяется Третьему Завету. Третий Завет завершает диалектику истории, должна наступить эпоха любви и свободы. Мировая история разрешиться лишь при помощи объединенных сил Запада и Востока, тут каждый народ имеет свою миссию. Третий Завет это соединение «мистической истины Востока с утонченными плодами культуры Запада и с западной активностью».

    Смотрите также

    Экзистенциализм как философское направление
      Экзистенциализм (от позднелатинского exsistentia - существование), философия существования. Представители: Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Марсель, Симон де Бовуар.[1] ...

    3.5 Формирование представлений о конвенционализме в философии науки Венского кружка
      Полемика логических эмпиристов с неокантианцами была инициирована развитием точных наук в начале ХХ века. Последнее сказалось не просто в появлении новых образцов хорошей науки, которым н ...

    7.4 Молекуляризм М.Даммита
      Возможные аргументы против холистической семантики будут направлены прежде всего на само понимание природы связи между истиной и значением. Возможна позиция, состоящая в том, что метафизи ...