О христианской истории и историческом христианстве
Другая философия / Н.А. Бердяев о происхождении зла и смысле истории / О христианской истории и историческом христианстве

В этой главе Бердяев говорит о том, что самый переворотный момент в истории был, когда на землю «пришел» Христос. И Он есть величайшая проблема и тайна, на которые нужно обратить внимание при изучении истории.

«Самые позитивные историки знают, что после Христа ось мировой истории изменила свое направление»[6]. После этого момента, по мнению Бердяева, история приобретает другой смысл, теперь главным смыслом жизни человечества стало избежание греха, жажда спасения.

Далее в этой главе Бердяев анализирует развитие христианской истории в разные эпохи. Он акцентирует свое внимание на Средних веках. «Эта самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий. Средние века не есть эпоха варварства и тьмы, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая»[7]. В средневековье принижалось все земное, и возвышалось небесное. Здесь человеческая жизнь была превращена в теократию, человеческая душа была покорна. Хотя в это время было много грубости и жестокости, и вся земля оставалась языческой, средние века были устремлены к небу. Эта эпоха воплотила в себе смесь язычества и христианства, причем первое миновало безвозвратно, а второе до сих пор притягивает нас своим совершенством. По мнению Бердяева, философия будущего связана непосредственно с философией средневековья, а не с новейшей, новая общественность - с теократией.

Причина, по которым идеалы средних веков не удались в том, что люди еще не были готовы к ним, христианская религия еще не была полным откровением. Люди признавали только личное небесное спасение, они еще не думали о соборном спасении.

Дальше, в этой главе Бердяев анализирует отношение к христианству католической и православной религий. Он не на одной из сторон, но все же отдает предпочтение православным. Он видит, что там захоронено что-то подлинное божественное. Я приведу точку зрения Бердяева на эти две религии в виде таблицы.

Католическая религия

Православная религия

Антропологична (много человеческого)

Папоцезаризм (ложная теократия)

Папа-заместитель Христа возвышение человеческой стихии, в лице служителей церкви, и принижение простых мирян

Христос не был принят внутрь, он оставался чисто внешним

Существование Церкви

Царепапизм (обоготворяли царя)

Нет антропологии (мало человеческого)

Истребляется идея Церкви

Есть зачатки подлинно божественного  

Как мы видим, положительного тут мало. Тут нет пунктов, по которым бы можно было бы построить истинную христианскую веру. Поэтому для развития истории нужно было что-то менять.

На фоне всего этого и возникает протестантизм. Он порывает с Церковью. Это была нормальная реакция, т.к. протестантизм пытался восстановить свободу Христа, а для это надо было порвать со старыми «неверными» уклонами. «В протестантизме утверждалось личное начало, которое лежало в основе религии Христа. Протестантизм не имел в себе творческих, религиозных сил, он нес с собой лишь отрицательную правду и в дальнейшем своем развитии перешел в рационализм»[8].

Тем же занимался и гуманизм. «Он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии человеческого самобоготворения»[9]. Рядом следовали народовластие, социализм и анархизм.

Но все эти течения полезны. Они не зло. Чтобы сформировать истинное христианство, человечество должно пройти всю историю. Ведь в конце пути не обязательно будет зло, человек просто должен дойти до добра. А для этого он должен извлечь все уроки из прошлого.

    Смотрите также

    Средневековая философия. Главное – БОГ!!!
    Вера, церковь. Филон.- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех- человек – интеллектуальное ...

    5.5 Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль)
      Интенционализм — одно из крупных направлений в современной аналитической философии языка. Основная претензия интенционализма — доказать, что концептуально первичным и ключевым для философ ...

    Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт
    Бэкон.- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видовее движения.- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет силу.- Достоверному познанию мешают ...