PhilosophyDay
Современная философия
Наука как особое явление общественной жизниДругая философия / Наука, как особое явление общественной жизни / Наука как особое явление общественной жизниСтраница 2
Научное познание мира существенно отличается от эстетической формы сознания. Хотя и наука, и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве - в форме художественных образов.
Общие методы касаются всей науки, т.е. любого ее объекта. Сравнительный метод предусматривает изучение не изолированного объекта, а объекта вместе со всей совокупностью его связей с другими объектами. С помощью сравнительного метода, например Д.И. Менделеев раскрыл всеобщую вязь химических элементов - периодический закон, в соответствии с которым свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомных масс.
С помощью исторического метода раскрывается и обосновывается принцип развития в той или иной области явлений действительности. В биологии этот метод, как показал К.А. Тимирязев, является общей методологической основой эволюционной теории Дарвина, в соответствии с которой виды животных и растений не постоянны, а изменчивы, ныне существующие виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее, наблюдаемая в живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного отбора полезных для выживания организма изменений. Исторический метод в геологии опирается на всемерное использование наблюдений над современными явлениями природы и геологическими процессами, которые принимаются как исходный пункт для суждений о процессах и физико-географических условиях минувших геологических периодов и их изменениях в ходе развития Земли. В астрономии, используя этот же подход, на основании современных наблюдений состояния и развитии небесных тел, развивается космогония - наука о происхождении и развитии небесных тел.
Особенные методы применяются во всех отраслях науки, но для исследования лишь отдельных сторон объектов. Поскольку путь познания идет от изучения непосредственных явлений к раскрытию их сущности, постольку отдельным ступеням этого общего хода познания соответствуют конкретные приемы исследования:
v непосредственное наблюдение явлений в естественных условиях;
Смотрите также
Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не
согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и
материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...
11.1 Эпистемологический и
онтологический плюрализм Н.Гудмена
Нельзя
провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом
дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах
"Способов создания миро ...
12.2 Аналитические модели объяснения
Проблеме научного объяснения посвящена обширнейшая
литература. Аналитические аспекты этой темы могут быть резюмированы так: каким
образом проблема перехода от описания к объяснению связана ...