PhilosophyDay
Современная философия
Формирование философии Нового времениДругая философия / Начало формирования философии Нового Времени / Формирование философии Нового времени
Предметом философии вообще являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.
Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики (тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам) и теологии (совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении) на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания. На первом месте проблемы гносеологии.
Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Основных направления два: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Особенности философии Нового времени. Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии.
Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
Основные идеи философии 17 века:
1. Принцип автономного мыслящего субъекта.
2. Принцип методического сомнения.
3. Индуктивно-эмпирический метод.
4. Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.
5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.
6. Выработка нового юридического мировоззрения. Обоснование и защита прав граждан и человека.
Эпоха Нового времени одарила человечество плеядой выдающихся философов: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Г.Лебниц, Дж.Беркли, Д.Юм и другие.
Смотрите также
9.5 Парадокс познаваемости и кризис
антиреализма
Довольно
чувствительный удар по антиреализму в целом и по его верификационистской
разновидности в частности был нанесен с открытием так называемого
"парадокса познаваемости", об ...
Альбер Камю. Общие сведения
Альбер Камю (1913- 1960)- французский философ, публицист, писатель, драматург, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).
Основные философские и
литературно-философские работы: &q ...
8.4 Теоретико-игровая семантика
Я.Хинтикки
В
основе теоретико-игровой семантики лежат, с одной стороны, математическая
теория игр, а с другой—теоретико-модельная семантика. Как и эту последнюю,
теоретико-игровую семантику интересу ...