Идеи национально-культурного самоопределения, свободы личности и государства
Другая философия / Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском / Идеи национально-культурного самоопределения, свободы личности и государства

Помимо рассмотренных выше мыслителей, хотелось бы отметить и других деятелей реформационно-гуманистического движения, которые часто ставили вопрос о сохранении и развитии отечественной культуры и национального языка, рассматривали проблему свободы личности и государства.

Одним из первых обратил внимание на проблему национальной культуры единомышленник Будного Василий Тяпинский

. На свои собственные средства он осуществил издание книг Евангелия, написав к ним предисловие, в котором изложил свои взгляды просветителя-гуманиста. Тяпинский был глубоко обеспокоен состоянием духовной культуры народа, отсутствием просвещения на родном языке, полонизацией края. Выход из создавшейся ситуации Тяпинский видел в поддержке просвещения национальной культуры со стороны правящего класса, поднятии образовательного уровня духовенства, ведения богослужений на родном языке, создании национальных школ.

На сохранение белорусского языка в качестве государственного, его защиту от польской экспансии были направлены соответствующие статьи Статутов 1566 и 1588 годов. В этом большая заслуга Льва Сапеги

, который в предисловии к Статуту отмечал, что народ Великого княжества Литовского имеет право говорить и писать на своём родном языке. Благодаря Сапеге в 1581 году в княжестве появляется Трибунал Великого княжества Литовского. Трибунал рассматривал текущие дела воеводства, являлся апелляционной инстанцией. Следует отметить, что все акты трибунала писались на белорусском языке.

Также можно отметить создание первых славянских грамматик. В 1596 году вышла «Грамматика словеньска» Мелетия Смотрицкого

, в 1627 – «Лексикон славеноросский» Памвы Берынды

. Эти издания были популярны и за пределами белорусских земель.

В течение своей многовековой истории Великому княжеству Литовскому приходилось неоднократно отстаивать свою независимость. Одним из убеждённых сторонников идеи суверенитета княжества эпохи Возрождения являлся Остафей Волович– крупный феодал, меценат-просветитель и государственный деятель. Выступая одним из редакторов Статута 1566 года, он добился включения в его текст запрета для польских феодалов приобретать земли и занимать государственные должности в Великом княжестве Литовском. Волович являлся видным деятелем реформационного движения, на его средства была создана Несвижская типография, опубликованы некоторые книги Сымона Будного.

Особое место в общественно-философской мысли 16 века занимает «Хроника Польская, Литовская, Жмудская и всей Руси» Матея Стрыйковского

. Хроника свидетельствует о ренессансной тенденции мировоззрения историографа. Движущей силой исторического процесса у него выступает, не столько Бог, сколько человек, чья деятельность обусловлена экономическими и культурными мотивами. Стрыйковский высоко оценивает важность политической свободы, исходит из целостности человеческой истории, взаимосвязи в ней настоящего, прошлого и будущего.

В произведениях многих мыслителей начинают подниматься проблемы свободы личности, права на участие в управлении государством. Для них характерно стремление к выяснению самой сущности свободы. Это прежде всего относится к работам Андрея Волана

. В своём сочинении «О политической или гражданской свободе» он представляет свободу личности как важнейшее врождённое свойство человека.

В рамках не только свободолюбия, но и веротерпимости мыслили реформационно-гуманистические деятели. Здесь можно отметить произведение Михалопа Литвина

«О нравах татар, литовцев и московитян», в котором он стремился без конфессиональной предвзятости отметить всё то позитивное, что есть в культуре и традициях разных народов, даже тех, которые нередко выступали противниками «литвы» [9, С. 38].

Ещё одним просветителем, который ратовал за распространение образования среди простых граждан являлся просветитель, один из основателей атеизма в Беларуси – Казимир Лыщинский

. Хорошо представляя себе, недостатки феодализма, он говорил о равенстве людей, о новом самоуправляемом государстве, главная мощь которого в образованности людей.

    Смотрите также

    8.3 Трансляционная и теоретико-модельная семантика
      Идея трансляционной семантики, понимаемой в духе Катца[408], заключается в том, чтобы построить отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего языка с четкой структурой ...

    3.1 Критерий верификации
      Возможность верификации предложения как критерий значения этого предложения обычно связывают с началом деятельности Венского кружка. В действительности идея верифицируемости не является о ...

    6.5 "Реализм с человеческим лицом" Х.Патнэма
      В предисловии к русскому изданию сборника классических статей Патнэма Л.Б.Макеева пишет: "Непосредственно проблеме реализма[350] посвящена одна статья в настоящем сборнике — «Философи ...