Человек, культура, цивилизация
Другая философия / Основные понятия философии / Человек, культура, цивилизация
Страница 2

Под термином «Запад» в философии понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в ХV–ХVII вв. Характерные черты западной цивилизации – быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.

Восточный тип культуры в философии получил название «традиционного общества». В культуре традиционного общества приоритет отдается традициям, стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт среды. Инновации, как в сфере производства, так и сфере регуляции социальных отношений допускаются в традиционном обществе только в рамках апробированных традиций.

Вопрос об отношении России к культурам Запада и Востока стал предметом теоретических дискуссий в ХIХ веке. В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии культурной принадлежности России. Западники связывали будущее России с ее самоидентификацией в русле европейской социокультурной традиции, а славянофилы – с развитием ее самобытно-культурной самодостаточности.

Евразийская историко-культурная концепция (Н. Трубецкой, Г. Флоренский, Г. Вернадский и др.) рассматривает Россию как Евразию – особый мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Евразийцы настаивали на исключительности России. Они усматривали своеобразие русского национального самосознания в том, что громадные пространства России, расположившейся в двух частях света, накладывали отпечаток на своеобразие ее культурного мира. Евразийцы подчеркивали особое влияние на него «турансило» (тюркско-татарского) фактора. Темы, поднятые в дискуссиях западников, славянофилов и «евразийцев», продолжают обсуждаться в современной российской философии.

4. Под духовной жизнью общества понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а в форме реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. Духовная жизнь включает в себя сознание общества, духовное производство и духовное общение человека. Общественное сознание – это отражение общественного бытия в разнообразных чувствах, представлениях, взглядах и теориях. Содержание общественного сознания раскрывается формами общественного сознания, которые различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям. Результатом духовного производства являются идеи, теории, образы, духовные ценности. Духовное общение – это деятельность людей по обмену, распространению знаний, чувств, идеалов и т.д.

5. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Искусство реально существует как система его видов. Искусство выполняет следующие функции: познавательную, мировоззренческую, воспитательную (воздействует на людей через эстетические идеалы), эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире), гедонистическую (доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника).

6. Моральное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам общности в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. В моральном сознании выражен некий стереотип, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Особенности морального сознания: всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой деятельности. Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества она не является сферой организованной деятельности людей. Императивность морали означает, что большинство требований апеллирует не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, т.е. носит форму прямого повеления.

Следует различать понятия «мораль» и «нравственность». Под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, концентрирующую в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» вкладывается другой смысл: это принципы реального, практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных правил смягчена. Основными элементами морального сознания являются: система ценностных ориентаций, этические чувства, нравственные суждения и нравственные идеалы.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    10.7 Когерентная теория истины
      Истина приписывается утверждениям, пропозициям или чему бы то ни было, что мы принимаем за первичные носители истинностного значения, либо ·        п ...

    Средневековая философия. Главное – БОГ!!!
    Вера, церковь. Филон.- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех- человек – интеллектуальное ...

    9.2 Знание и мнение. Проблема обоснованности знаний
      Содержание пропозиционального знания обычно выражается посредством некоторого высказывания. Другой характерной особенностью такого рода знания является то, что оно представляет собой функ ...