PhilosophyDay
Современная философия
Человек, общество,
историяДругая философия / Основные понятия философии / Человек, общество,
историяСтраница 1
Основные вопросы темы:
1. Проблема человека в истории философии
2. Происхождение человека. Биологическое и социальное в человеке
3. Смысл человеческого существования
4. Общество как специфическое материальное образование
5.
6. Субъекты и движущие силы исторического процесс
7. Различные концепции периодизации мировой истории
8. Проблема общественного прогресса
1. Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникли еще задолго до появления философии – в мифологии. Философы античности рассматривали человека как образ космоса, как микрокосмоc.
Платон понимает человека как комбинацию тела и души, которая принадлежит миру идей.
Аристотель настаивает на единстве души и тела.
В христианстве человек рассматривается как «образ и подобие Бога». Душа есть дуновение самого Бога. В Новое время специфику человека усматривали в разуме. Человек – это разумное существо.
Для Декарта душа и тело не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит.
Для Канта человек двойственен: принадлежит природе, где господствует необходимость, и нравственной свободе.
Гегель развивал идею историчности человека. По Гегелю, человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.
Фейербах рассматривает человека как чувcтвенно-телесное существо.
Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует его свойства. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге – в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог – проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем – проблема богочеловека.
В различных философских направлениях человека рассматривали в основном как единство телесного и душевного; душа – вот что выделяет человека из природы.
2. Человек – это разумное существо, субъект социальных отношений и общения. Значительное влияние на объяснение проблемы происхождения человека оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая включает в себя положение о том, что человек как биологический вид ведет свое начало от своих обезьяноподобных предков. Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств – развитие мышления и речи, различных форм общения на определенных принципах морали, ценностных ориентаций и т.д. Человек – это единство природного (биологического) и общественного (социального). Только в своем единстве генетическая и социальная программы формируют человека. Есть две крайности. Одна из них – в сведении человека к животному началу. Противоположный подход заключается в недооценке биологических основ существования человека. Они объявляются несущественными, но в то же время подчеркивается значение социального в человеке.
3. Смысл жизни – прежде всего стратегическая цель жизни человека, т.е. задача на длительный период или на всю жизнь, в той или иной степени им осознаваемая. Смысл жизни – регулятивное понятие, которое оправдывает и истолковывает свойственные мировоззренческой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В истории философии существовало множество концепций, пытавшихся дать ответ на вопрос о смысле жизни человека.
Смотрите также
11.1 Эпистемологический и
онтологический плюрализм Н.Гудмена
Нельзя
провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом
дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах
"Способов создания миро ...
3.4 Дискуссия о языке наблюдения
Исходной
точкой исследований венцев был "Трактат", согласно одному из
фундаментальных тезисов которого утверждение истинно, если факт или состояние
дел, выраженные этим утвержде ...
11.2 Гипотеза лингвистической
относительности Сепира — Уорфа
Итак,
каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности
значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где
пределы их альтернативности? Че ...