Познание, его возможности и границы
Другая философия / Основные понятия философии / Познание, его возможности и границы
Страница 1

Основные вопросы темы:

1. Познание как объект философского осмысления

2. Структура знания

3. Проблемы истины

4. Генезис науки

5. Специфика научного познания

6. Методология научного познания

7.

Наука и общество

1. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания и реальности, выявляются условия истинности познания.

В истории философии сложились две позиции относительно вопроса о возможности познания мира: познавательно-оптимистическая и агностическая (скептическая).

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества (Д. Юм, И. Кант).

Гносеологическая проблематика зарождается в античной философии. В гносеологии европейской философии Нового времени было два направления: рационализм и эмпиризм. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц трактовали познание как преимущественно логический процесс. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон, Д. Локк) считали, что единственным источником знания являются ощущения, получаемые в результате опыта, эксперимента.

Для материалистов XVII–XIX вв. были характерны ограниченные представления в понимании познания: созерцательность, метафизичность, механистичность.

И. Кант считал, что человек знает о мире только то, что является ему в ощущениях. Внутреннюю сущность («вещь в себе») – человеку знать не дано. Для Гегеля мир познаваем, но человек познает при этом не объективный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» абсолютной идеи.

Диалектико-материалистическая гносеология строится на основе теории отражения, диалектики, теории деятельности.

Познание – сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе общественной практики. Практики – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию действительности. Функции практики в познании: является источником познания, его движущей силой и целью, служит критерием проверки истинности результатов познания.

2. Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Субъектами познания являются человек и человечество в его историческом развитии. Объект же – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельности субъекта. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления.

В процессе познания выделяют две степени: чувственную и рациональную. По вопросу о роли и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты абсолютизировали органы чувств в познании, а ощущения признавали единственным источником достижения и критерием истины. Рационалисты считали, что всеобщие и необходимые истины могут быть почерпнуты из самого мышления.

Любое знание есть единство двух противоположных сторон – чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание наиболее полно выражено в абстрактном мышлении в формах понятий, суждений, умозаключений, теорий.

3. Цель познания в любой форме – истина. Категории истины и заблуждения – противоположные, но неразрывно связанные стороны процесса познания.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждение следует отличать от лжи.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    3.1 Критерий верификации
      Возможность верификации предложения как критерий значения этого предложения обычно связывают с началом деятельности Венского кружка. В действительности идея верифицируемости не является о ...

    Введение. Эволюция и основные характеристики аналитической философии
      Под анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку переписать те утверждения, кото ...

    6.3 "Усовершенствованный реализм" А.Айера
      Оскфордский философ Альфред Джулс Айер (1910 — 1989) после окончания Крайст-Черч-колледжа в 1932 отправился в Вену, чтобы познакомиться с идеями Венского кружка. Его первая книга «Язык, ист ...