Общие представления о человеческой душе
Другая философия / Понятие души в современной философии и психологии / Общие представления о человеческой душе
Страница 2

Ну, а чем занимается душа, пока ее хозяин спит? Этнографы обнаружили, что еще в ХIХ веке, а кое-где и сегодня (в глухих уголках Индии, Юго-Восточной Азии, Южной Америке) есть племена, считающие, что душа спящего человека путешествует и занимается теми же делами, какими человек занимался в состоянии бодрствования - охотиться на крупных и мелких животных, ловит рыбу, ставит силки на птиц и т.

д. Помимо безобидных путешествий, по верованиям некоторых народов, душа спящего человека, особенно колдуна, может совершать и неблаговидные поступки. Например, оставив свое тело, погруженное в глубокий сон, она в виде соломинки или перышка проникает через щели или замочную скважину в дом спящего врага и нападает на него. Если тот вовремя проснется и успеет схватить эту хрупкую оболочку души, то через нее он может отомстить ее обладателю уничтожением или изувечиванием его телесной оболочки. Существует также представление о душах-вампирах: душа мертвеца выходит из его похороненного тела и высасывает кровь живых людей. В результате жертва худеет, чахнет, быстро теряет силы и умирает. В мифах и религиозных сказаниях о душе человека нашлось место не только для сна, но и для сновидений. Какая же связь существует между душой и сновидениями? У некоторых народов, например, у североамериканских индейцев сновидение есть результат посещения душой того человека или предмета, который является во сне. С другой стороны, сновидение представляется им как зрелище, открывающееся разумной душе, вышедшей из тела хозяина для странствия, в то время как другая его душа - чувствующая - остается в теле. Таким образом, согласно этим взглядам сновидения - это то, что видит отправившаяся погулять душа человека. Нагулявшись, она возвращается в тело хозяина, обогащенная новыми впечатлениями. Несколько иначе понимают сновидения ламаисты. Они считают, что сновидения - это впечатления души от ее путешествий, передаваемые по серебряной нити, которой она связана с телом, как по телевизионному кабелю, своему хозяину (его телу, а точнее - мозгу). Во все времена существовали люди хитрые и корыстные. Естественно, они не могли не воспользоваться тем, что душа летает, как птица. Для ее" поимки" они использовали сети и силки. При этом души людей большого роста ловили крепкими сетями с большой ячеей, а маленького роста и детей - тонкими сетями с маленькой ячеей или силками. Еще в прошлом веке в некоторых частях Западной Африки колдуны, поймав таким образом душу спящего человека, "привязывали" ее над огнем. По мере того, как она сморщивалась, ее владелец чах и умирал. Некоторые колдуны содержали настоящие "приюты" для пойманных душ. Колдун мог "поймать" душу и для того, чтобы припугнуть ее хозяина и получить хороший выкуп - кусок хорошего мяса, дичь или рыбу. В те времена люди безоговорочно верили, что колдун или жрец действительно поймал их душу и делали все возможное, чтобы принести выкуп и вернуть свою душу.

У некоторых народов существовало представление, что душа может покидать тело не только, когда человек спит, но и во время бодрствования, что приводит к болезни или смерти. Так, согласно верованиям одного из горных народов Северного Лусона, во время пожара души живых людей могут улетать вместе с языками пламени и дыма, устремляющегося к небу. Даже в начале нашего века погорельцы этого народа совершали специальный обряд, во время которого молили небесных богов вернуть им их души.

По представлению индусов душа может вылететь из человека даже когда он зевает. Чтобы не допустить этого, видящий зевающего должен немедленно щелкнуть пальцами. Звук щелчка остановит душу и ей не захочется покидать своего хозяина. Нечто подобное существует и у русских: когда человек чихает, окружающие желают ему здравствовать. Связано это с древним представлением о том, что во время чихания душа может вылететь и человек заболеет. Чтобы этого не произошло, присутствующие желают ему здоровья, а значит, сохраняют ему его душу. [1]

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    9.4 Реализм и антиреализм: теоретико-познавательный аспект
      Спор о реальности или нереальности "внешнего мира" вообще и объектов познания в частности, известный как спор между представителями реализма и его противниками и имеющий очень с ...

    11.1 Эпистемологический и онтологический плюрализм Н.Гудмена
      Нельзя провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах "Способов создания миро ...

    9.2 Знание и мнение. Проблема обоснованности знаний
      Содержание пропозиционального знания обычно выражается посредством некоторого высказывания. Другой характерной особенностью такого рода знания является то, что оно представляет собой функ ...