PhilosophyDay
Современная философия
Ортодоксальное направлениеДругая философия / Философия Древнего Востока / Ортодоксальное направлениеСтраница 1
Философия вайшешика. Последователи вайшешики (в переводе от санскр. особенное) считали, что мироздание образуется из обладающих различными особенностями субстанций. Подобно другим философским школам, вайшешика ставит своей целью освобождение человека от страданий.
Вайшешики рассматривали семь категорий: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Категории интерпретируются не как понятия, а как реальность. Речь идет от субстанциальной концепции бытия: в конечном счете всё является субстанцией, даже небытие существует как отрицательный факт.
Всего видов субстанций девять: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Первые четыре воспринимаемы чувствами, а остальные пять – умозаключениями.
Настаивая на атомарно-плюралистической основе мира, вайшешики постулировали существование особенного. Сложнее обстояло дело с объяснением природы общего: оно признается реальным в качестве присущности субстанциям.
Вайшешики испытывали трудности при введении в свою систему морального аспекта. Выход был найден в особом толковании кармы, поступков людей. Имеется в виду, что их достоинства и недостатки накапливаются в эфире, времени, пространстве, душе и уме. В случае накопления моральных недостатков мир разрушается верховным правителем, богом.
Таким образом, в философии вайшешика заслуживает внимания система категорий и атомарная концепция.
Философия ньяя. В этой философии в первую очередь идет речь о правилах рассуждений (ньяя – метод, правило). Основателем данной школы был Готама. Эта философия сходна со школой вайшешика. Назначением философии являлось освобождение человека (мокша), а концепция мира понималась субстанциальной. Но в отличие от вайшешиков найяики основным средством спасения считали логику и теорию познания, насчитывая 16 категорий:
1) средства познания;
2) объекты правильного познания;
3) сомнение;
4) мотив;
5) пример;
6) положение;
7) части силлогизма;
8) предположение;
9) уверенность;
10) дискуссия;
11) спор;
12) придирчивость;
13) логичный вывод;
14) извращение;
15) выражение не по существу;
16) решающий вывод (опровержение логики противника).
Первые 10 из них позволяют достичь правильного знания, остальные представляют собой приемы непродуктивной риторики, которая приостанавливается решающим доводом.
Различают четыре рода средств познания: восприятие, вывод, сравнение и свидетельство. Восприятие непосредственно, а потому истинно, к тому же оно проверяется практикой. Вывод – процесс познания через признак. В этой связи найяики развивают теорию силлогизма. Вывод может делаться от следствия к причине или же от причины к следствию. Сравнение позволяет узнавать малоизвестную вещь по ее сходству с уже известной вещью. Свидетельство есть познание объектов, получаемое от других, заслуживающих уважения лиц.
Объектами правильно познания является душа, тело, объекты чувств, способность распознавания, чувства и удовольствие. Положения – принципы теории, принимаемые всеми или лишь определенными школами. Что касается других категорий (сомнение, мотив, пример, предположение, уверенность, дискуссия), то их значение достаточно очевидно.
Итак, несомненная заслуга школы ньяя состоит в том, что она заложила основы теоретической рациональности в Индии. Теория физического мира у школы ньяя та же, что у школы вайшешика. Путь к освобождению Я состоит в различии ума и тела. При этом решающее значение имеет размышление, соблюдение принципов йоги и чтение священного писания Вед.
Философия санкхья. Основателем системы санкхья (число, перечисление, имеется ввиду перечисление элементов космоса) считается Капила. Это наидревнейшая из всех индийских философских школ.
Для санкхья характерна дуалистическая метафизика. В конечном счете, признается реальность только двух начал: первоматерии (пракрити) и духа (пуруша). Первоматерия состоит из трех формирующих сил: разумности, активности и косности. Контакт духа с материей нарушает ее равновесие, начинается сложный процесс эволюции, возникает сознание, самосознание, ум, а также 5 органов познания, 5 органов действия, находящихся во рту, ногах, руках), 5 тонких элементов (звук, осязание, цвет, вкус, обоняние), 5 физических элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля). Итак, мир материи – это 24 начала (сюда входит и она сама). Двадцать пятым выступает дух, Я. Если Я осознает свою свободу от материи, то тем самым оно достигает полного своего освобождения. Я – реальность, находящаяся вне времени и пространства. Что касается пути освобождения Я от ума и тела, то в его понимании школа санкхья примыкает к школе йога.
Смотрите также
12.2 Аналитические модели объяснения
Проблеме научного объяснения посвящена обширнейшая
литература. Аналитические аспекты этой темы могут быть резюмированы так: каким
образом проблема перехода от описания к объяснению связана ...
Николай Бердяев. Смысл творчества (опыт оправдания человека)
Введение
Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю
"миром", мировой данностью, необходимостью. "Мир сей" не
есть космос, он есть некосмическое состояни ...
5.1 "Лингвистический
поворот" в философии ХХ века
Как
пишет В.А.Ладов, "Конечно же, термин "аналитическая философия"
очень широк, велико количество тематических и методических "оттенков"
в исследованиях тех мысли ...