Ведийский период
Другая философия / Философия Древнего Востока / Ведийский период

Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda – знание, ведение), написанные до XV в. до н. э.

Почти вся последовательная литература связана с толкованием и комментированием авторитетных ведических текстов. Ведийская философия появилась XV-V вв. до н.э.

Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература делится на 4 группы: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Такое разделение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения последних трех групп – комментариями и дополнениями к Ведам. Поэтому в литературе Ведами в узком смысле называют Самхиты, в широком же смысле слова весь комплекс ведической литературы есть Веды.

Самхиты – это четыре сборника гимнов: Ригведа – самая древняя и авторитетная из Вед, а остальные сборники – Сама-веда (Веда напевов), Яджур-веда (Веда жертвоприношений) и Атхарва-веда (Веда заклинаний) – заимствуют стихи из Ригведы.

Брахманы – это ритуальные тексты.

Араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях и названная так потому, что содержала тексты, предназначенная для отшельников.

Упанишады – заключительная часть Вед, содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение. Именно в Упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика и т.д. Основное внимание уделяется не внешней, а внутренней стороне бытия и явлений, а именно нравственному самосовершенствованию. «Кто мы?», «Откуда мы пришли?» - вот характерные вопросы Упанишад.

Для понимания индийской философии большое значение имеет эпоха возникновения и развития Вед. Большинство ученых полагают, что во время формирования Вед в долине реки Ганг складывалось классовое общество. Усиление общественного неравенства привело к тому, что в обществе начали формироваться 4 группы: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различающиеся по своему общественному положению. Брахманы (жрецы) и кшатрии (воины) составляют высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший же общественный слой составляли шудры. К этому же времени и относится возникновение государства в Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.

Таким образом, ведийская философия – это учение эпохи разложения первобытнообщинного строя Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ.

    Смотрите также

    13.3 Критика психологии «первого лица»
      Наконец, базовый метод самопознания – интроспекция – не ускользает от критического внимания Райла. Он называет эту концепцию концепцией привилегированного доступа к своему собственному со ...

    11.2 Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа
      Итак, каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где пределы их альтернативности? Че ...

    12.4 Аналитическая философия и герменевтика (К.-О.Апель)
      Один из наиболее значимых немецких философов ХХ столетия Карл-Отто Апель (р. 1922) в своем философском становлении претерпел влияние целого ряда течений как немецкой, так и англо-американ ...