Эпоха Локка, его жизнь и сочинения
Другая философия / Философские взгляды Джона Локка / Эпоха Локка, его жизнь и сочинения
Страница 1

Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшир, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю.

Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана конного эскадрона. Английская революция середины XVII в. была третьей – после Великой крестьянской войны в Германии начала XVI в. и нидерландской революции конца XVI в. – буржуазной революцией в Европе. Характерной особенностью революции было то ,что в идеологической области она в значительной степени выражалась в форме столкновений религиозных идей.

Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время, когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король. В это время у него были уже установившиеся взгляды на политические события. В школе господствовала схоластическая система обучения, Локк не вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1652 г. Окончив школу, Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет. В течение более чем тридцати последующих лет судьба Локка так или иначе была связана с этим странным высшим учебным заведением. Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластической лжеучёности, и переход Оксфорда в руки пуритан мало что изменил. Своё разочарование в полученных здесь знаниях Локк позднее выразил в следующих словах: «…мир наполнен книгами и диспутами; книги умножаются без увеличения знания». Затхлая лицемерно-казуистическая атмосфера профессорских прений, утвердившаяся в университетских стенах , религиозная нетерпимость сторонников англиканской церкви, а после победы республики – пуритан, происходившее на глазах Локка перерождение вчерашних противников королевского произвола в наглых стяжателей – всё это вызывало неприязненные чувства в молодом студенте, а позднее бакалавре и магистре.

В 60-х годах Локк некоторое время преподавал в Оксфорде греческий язык и риторику. Но по правилам университетского устава Оксфорда того времени необходимым условием для оставления на постоянную преподавательскую работу было принятие духовного сана. Такое будущее не привлекало Локка; его интересы обратились к естественным наукам, в особенности к медицине. Он стал сторонником нового опытного метода при исследовании болезней, который был выдвинут врачом Сиденгэмом в противовес средневековым умозрениям. Это получило отражение в неоконченном трактате Д.Локка «О медицинском искусстве»(1669). Же в начале 60-х годов Локк с большим рвением занимается физическими, химическими и метеорологическими опытами; у него складываются тесные дружеские отношения с естествоиспытателем Робертом Бойлем (1627-1691), которому он помогает в экспериментах. В области философии интерес Локка вызвало близкое к номинализму учение Уильяма Оккама и антисхоластическая теория Ренэ Декарта.

Не порывая с Оксфордом, Локк предпринимает шаги по соисканию учёной степени доктора медицины. Но университет отказал Локку. Тогда он в 1667 г. Принимает предложенное ему лордом Антонии Эшли (ставшим с 1672 г. Графом Шефтсбери) место домашнего врача и воспитателя сына Эшли. Принятые Локком обязанности оставляли ему досуг для естественнонаучных занятий. Занятия шли настолько успешно, что в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в Лондоне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    9.  Аналитическая эпистемология
      В аналитической философии теория познания всегда занимала особое и даже привилегированное положение, будучи одной из тех немногих философских дисциплин, правомерность принадлежности котор ...

    Древнегреческая философия. Аристотель.
    Бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмет ...

    10.2 Корреспондентная теория истины
      Основная идея корреспондентной истины обманчиво проста: предложение истинно, если и только если оно соответствует фактам (или действительности). Эта теория должна прежде всего определя ...