Роль и место культуры в концепции науки Кассирера
Другая философия / Философско-культурная концепция науки Кассирера / Роль и место культуры в концепции науки Кассирера

Отношение не миру самому по себе, а к миру как он дан нам в со­зерцании,—эта мысль обобщается Кассирером таким образом, что она относится не только к познаватель­ному отношению человека к миру. Согласно Кассиреру, человек живет в мире культуры, и его отношение к объективной действительности опосредствовано фор­мами культуры; объективная действительность дана человеку не иначе, как в формах языка, мифа, рели­гии, искусства, науки, т.

е. как некоторое культурное явление.

Концепция Кассирера сохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научному осознанию; и вообще они не ограничивают­ся духовной сферой, аферой сознания человека, сфе­рой «культурного сознания»; объективированные от человека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлинную действитель­ность, которая непосредственно дана человеку.

Кассирер говорит о культуре и формах культуры, имея в виду то обстоятельство, что термин «культура» уже обозначает объективированный от индивидуального бытия и сознания человеческий мир. Чтобы разъяс­нить эту функцию форм культуры, обеспечивающую переход от индивидуального бытия к общечеловече­скому миру, в некоторых случаях Кассирер употреб­ляет «формы культуры» как синонимичные «формам «общественной жизни», ибо человек есть общественное существо, и его индивидуальное бытие возможно (и может быть понято) в общественном целом. Это — важная особенность форм культуры: каждая из них есть некоторая целостность, «тотальность». И, соответ­ственно, задача философско-исторического исследова­ния в том и состоит, чтобы включить отдельные яв­ления в эту целостность, рассмотреть их в этой целост­ности, т. е. производить синтез. Эта идея и лежит в основе философии истории Кассирера.

Другая важная особенность форм культуры заключается в том, что каждая из них представляет собой качественно определенную систему символов и образов. У человека, отмечает Кассирер, нет раздель­ного индивидуального бытия: он живет в великих фор­мах общественной жизни—в мире языка, религии, искусства, политических учреждений. Он творит вербальные симво­лы, религиозные символы, образы мифов и искусства, и только в целостности, в системе этих символов и об­разов он может поддерживать свою общественную жизнь, т. е. быть способным сообщаться с другими человеческими существами и сделать себя доступным для понимания другими.

Эта мысль лежит в основе и другой идеи Кассирера, которая условно получила оценку «исторический релятивизм». Идея Кассире­ра заключается в том, что человеческая цивилизация осуществляет себя в единичных, уникальных формах, она строит себя в каждую эпоху каждый раз по-но­вому. Она создает новые формы, новые символы, но­вые материальные вещи, в которых жизнь человека находит свое внешнее выражение. В отличие от объектов природы, которые обладают относительной устойчивостью, символическое, внешнее выражение жизни человека изменчиво: меняются значения, смыслы символов, появляются новые символы; по сущест­ву, каждому времени присущи свои системы символов, свои синтетические целостности, составляющие различ­ные формы культуры данного времени. Поэтому мо­жет появиться «культурная разобщенность» и во вре­мени. Она не появляется благодаря истории, историческиму сознанию. Ведь через короткий промежуток времени те символы, в которых человек выражает свои идеи и чувства, свои эмоции и желания, свои мысли и верования, становят­ся непонятными. И здесь начинается действительная работа науки истории. Эта действитель­ная работа заключается в том, чтобы реконструиро­вать—воссоздать, заново строить—ту реальную жизнь, которая лежала в основе символов и их систем; вос­создать таким образом, чтобы они стали понятными теперь, для тех, кто живет в мире новых систем сим­волов. Без такой работы, без исторического сознания не было бы связи времен, прошлого с настоящим и ожидания будущего, ибо «мысль о будущем и мысль о прошлом зависят друг от друга».

    Смотрите также

    14.3 Методологический плюрализм традиций
      Теперь, после обсуждения тематических корреляций, рассмотрим методы исследований аналитической философии и феноменологии. Сначала следует ввести одно важное замечание относительно пониман ...

    Фейербах - в середине 19 века острая критика идеализма, религии
    Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть вечной природы.- Человек – психофизическое един ...

    5.4 Теория речевых актов Дж.Остина
      Переход от интенциональных состояний к лингвистическим актам активно обсуждался еще в лингвистической философии в связи с употреблением выражения "Я знаю". Как известно, предста ...