PhilosophyDay
Современная философия
Поведение человекаДругая философия / Поведение человекаСтраница 8
по генетическим программам, общим со многими животными, родитель противоположного пола - во многом образец будущего брачного партнера; проще говоря, в своей невесте и жене мужчина бессознательно склонен предпочитать физические и психические качества матери; и наоборот, невеста в женихе не прочь узреть некую копию своего отца;
у человеческих детёнышей самое длинное в природе детство; по предположению этологов именно это обстоятельство обусловило объединение пралюдей в такие коллективы, где заботу о потомстве могли осуществлять не только сами родители, но и другие родственники; такое биологическое явление, как импритинг - запечатление первых образов мира у новорожденных птенцов, щенков и т.
Можно ещё долго перечислять унаследованные в той или иной степени из животного мира черты человеческого поведения. Однако при этом важно не потерять из виду и другую сторону медали - тех факторов человеческого поведения, которые целиком относятся к нашей общественной жизни, сформированы не природой, а историей и культурой человечества, прежде всего народа, к которому мы принадлежим по рождению и воспитанию. Разум и открытые им возможности для творчества, интересы коллективов, общества, куда входит любая личность - вот откуда исходят серьезные поправки и дополнения к человеческой биологии и этологии. Эти сугубо человеческие качества в совокупности называются моралью или же нравственностью. Моральные рекомендации и запреты регулируют поведение любого нормального человека не менее влиятельно, чем зов природы - инстинкт. Нет человека вне морали. Тот или иной индивид может бросать вызов общепринятой морали, но он обязательно возопит о каких-то принципах, если судьба прижмёт его самого.
Даже в мире животных можно различить прототипы человеческой морали:
не убивай своего (по виду, группе-стае); отсюда идет групповая солидарность людей; тот круг лиц, на который в первую очередь распространяется тот или иной кодекс поведения; чем шире моральный кодекс, тем слабее его действие, тем больше исключений из него позволяют себе люди; наибольшей сплоченностью обладают самые естественные микрогруппы, начиная с семьи;
чтобы не убить своего, не нападай неожиданно, не применяй смертельных приемов борьбы к своим (волки убивают жертву на охоте, разрывая клыками горло или брюхо оленя или даже лося, но в драках друг с другом за лидерство в стае, никакой волк ни в какой ситуации не применит таких убийственных приемов; он бьет соперника клыками по губам, разбивая их в кровь, кусает за шерсть на шее - больно, но не смертельно; точно также ведут себя в ходе внутривидовых схваток все другие породы животных-хищников и копытных; например, у самых драчливых котов гораздо чаще порваны уши, нежели выцарапаны глаза; “у сильного животного - сильная мораль”, - делает вывод К. Лоренц; иначе хищники давно бы уничтожили друг друга в схватках за лидерство);
Смотрите также
8.2 Инструменталистская семантика
(М.Даммит, Г.Кастаньеда)
Исследователи,
стоящие на позициях эпистемической (верификационистской, инструменталистской)
семантики, сами не употребляют этого названия. Однако речь идет о семантике,
которая выделяет ...
6.4 Физикалистская метафизика
Д.М.Армстронга
"Текст
австралийского философа Дэвида Армстронга, — писал А.Ф.Грязнов, — ... в нем
изложена точка зрения «научного материализма» на проблему сознания и психических
процессов. Это теч ...
9.1 Бертран Рассел: знание вещей и
знание истин
В
теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием
вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным
смыслам, в которых вообще может использо ...