Введение
Другая философия / Политические идеологии / Введение
Страница 1

Мир политического невозможно представить себе без идеологии. Проводимый властями предержащими политический курс нуждается в обосновании, оправдании, легитимизации. Политическая идеология –

это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

В идеологических системах можно выделить теоретико-концептуальный уровень, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. По сути дела это уровень политической философии группы, выражающей основные ценностно-смысловые ориентиры ее развития, те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества.

Наличие таких представлений свидетельствует об уровне интеллектуальной рефлексии данной группы, о ее способности предложить собственные принципы интерпретации мира политики, создать систематизированную, логически стройную и достоверную картину действительности. Еще Ф. Ницше предупреждал, что ХХ век станет веком борьбы различных сил за мировое господство, осуществляемой именем философских принципов. Ф. Ницше был прав в том смысле, что мировоззренческие и философские принципы приобрели идеологическое измерение и послужили основой политической практики. Развитые идеологические системы, идейно-философские течения явились своеобразными секулярными религиями, пытавшимися дать целостную непротиворечивую картину мира и человеческого бытия. Политико-философская мысль подверглась политизации в рамках идеологий, подчинилась императивам системного конфликта. Разделительная линия в этом конфликте была проложена еще в начале ХХ века в процессе формирования и более или менее четкого разграничения двух магистральных направлений политико-философской мысли: реформистской (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) и революционной (марксизма и фашизма), каждая из которых имела свои национальные, региональные и системные разновидности.

На основе диверсификации научных дисциплин произошло постепенное размежевание различных политико-философских и идейных течений и направлений, призванных обосновать те или иные альтернативные пути общественно-исторического развития. Эти течения и направления, получившие названия либерализма, консерватизма, марксизма, социал-демократизма и т.д., отличаются друг от друга по трактовке ими места и роли отдельного человека, групп, партий, социальных сил, классов и других субъектов в мире политического, по их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем, то тому, какое место и роль отводятся ими основным социально-экономическим и общественно-политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, партиям и т.д.), по предлагаемым им программам и средствам решения стоящих перед обществом проблем.

Либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм, фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно – типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы. Особенность политических идеологий состоит в том, что они соединяют в себе определенный идейно-философский способ объяснения политической реальности и предлагаемый способ политического действия, направленный на сохранение или, наоборот, на изменение этой политической реальности. Таким образом, они соединяют в известном смысле теорию и практику, размышление и действие, рациональные модели и эмоциональные настрои, давая человеку целостный тип ориентации в мире политического.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    6.5 "Реализм с человеческим лицом" Х.Патнэма
      В предисловии к русскому изданию сборника классических статей Патнэма Л.Б.Макеева пишет: "Непосредственно проблеме реализма[350] посвящена одна статья в настоящем сборнике — «Философи ...

    Глоссарий
      Абсолютная истина – истина, полностью исчерпывающая предмет познания; знание, тождественное своему предмету. Аналитические суждения — априорные, логические предложения, имеющие конвенц ...

    11.2 Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа
      Итак, каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где пределы их альтернативности? Че ...