PhilosophyDay
Современная философия
11.4.4 Внутренняя
реконструкция и внешнее сравнение языковых явленийДругая философия / Аналитическая философия / 11. Конструктивистская
парадигма и расширенные теории референции / 11.4. Каузальные теории референции / 11.4.4 Внутренняя
реконструкция и внешнее сравнение языковых явленийСтраница 1
Заключение о том, что значения не являются мысленными сущностями и не фиксируются свойствами психики носителей языка, органично для философа, работающего в русле логической традиции, поскольку в этой традиции семантика скорее рассматривается как дисциплина об отношениях между выражениями языка и внеязыковыми объектами, о которых говорят эти выражения, чем как дисциплина об отношениях между выражениями языка и действующими в сознании правилами и представлениями, составляющими языковую компетенцию носителей языка.
Этот парадокс снимается с помощью понятия "каузальной истории" и социолингвистической гипотезы о "лингвистическом разделении труда", выдвинутой Патнэмом. Согласно последней родовые термины могут передаваться от одного носителя языка к другому таким же образом, как имена собственные. Вопрос о том, насколько универсально дальнейшее применение первоначально использованных идентифицирующих особенностей, является эмпирическим вопросом; исследование обычно улучшает наше понимание идентифицирующих особенностей (эмпирический опыт может раскрыть "реальную сущность"). Действительно, то, чем являются актуальные интерпретации лексических единиц в данном языке, определяется свойствами носителей этого языка, но не исключительно свойствами их психики. Равно важны взаимодействия носителей языка с внешним миром, которые сопровождают введение слов в язык, и важны также необходимые интенции говорящих использовать слова языка стабильно, тождественным и постоянным способом. Если в момент введения слова вода
в язык в определенном отношении к носителю языка находилось вещество Н2О
, а не ху
z
, то это обстоятельство является определенным фактором в фиксации интенсионала слова вода.
Этот фактор решающим образом вовлекает в процесс говорящего, а не только вещество воды и слово вода
; ведь без первоначального намерения говорящего использовать слово, например water
, для обозначения вещества данного образца, это слово в английском языке не имело бы референции к данному веществу. Таким образом, свойства говорящих, вводящих слова в язык, являются решающим фактором, но это не их психические свойства.
С такой точки зрения, принцип "лингвистического разделения труда" Патнэма работает на обоснование, например, того лингвистического факта, что различие знаков вода — вада
в русском языке характеризует различия диалектов одного времени на разных территориях и одновременно различия одного диалекта на одной территории в разные эпохи его существования.
Согласно современным лингвистическим представлениям, синхронное описание современного состояния языка есть не что иное, как проникновение через эмпирически фиксируемые факты в систему этого языка, скрытую от непосредственного наблюдения. Тем самым синхронное описание, выявляющее систему языка, оказывается первым этапом исторической реконструкции. С такой точки зрения, восхождение от наблюдаемых явлений к
глубинной структуре в данном синхронном состоянии языка есть одновременно и углубление внутренней реконструкции (движение к архетипу), и выход за пределы данного диалекта к родственным диалектам (от данного языка и родственным языкам). Таким образом, утверждается единство синхронного описания и внутренней реконструкции и далее — внутренней реконструкции как обобщения данных во времени и внешнего сравнения как обобщения данных в пространстве. Сущностное единство оснований употребления термина в языке проявляет себя, в частности, в том факте, что не существует дискретной границы между внутренней реконструкцией и внешним сравнением языковых явлений.
Смотрите также
9.4 Реализм и антиреализм:
теоретико-познавательный аспект
Спор
о реальности или нереальности "внешнего мира" вообще и объектов
познания в частности, известный как спор между представителями реализма
и его противниками и имеющий очень с ...
13. Аналитическая
философия сознания
Философский
интерес к сознанию исторически был обусловлен не только важностью этого понятия
для понимания рациональности и разумности, но еще и тем, что существование
сознания бросало сам ...
Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
-
основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности- впервые не
характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта
рассматр. как главный фактор, определяющий ...