5.5.4 Интенционализм Серля: теория речевых актов
Другая философия / Аналитическая философия / 5.  Философия лингвистического анализа / 5.5 Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль) / 5.5.4 Интенционализм Серля: теория речевых актов
Страница 3

)

под ними.

Феномен подразумевания чего-то под произнесением звуков или рисованием закорючек связан с намерениями подразумевающего человека.

С другой стороны, феномен подразумевания чего-то под произнесением звуков или рисованием закорючек связан с языковым значением (meaning) произносимых звуков или рисуемых закорючек — т.

е. с тем, что данные звуки или закорючки на самом деле значат в данном языке в силу правил и конвенций данного языка.

То, что мы можем подразумевать, есть — по меньшей мере, в некоторых случаях — функция того, что мы говорим.

Подразумевание есть нечто большее, чем просто вопрос намерений подразумевающего; оно есть также — по меньшей мере, в некоторых случаях — вопрос языковой конвенции.

Итак, в совершении и в восприятии иллокутивного акта имеются и интенциональные (связанные с намерениями) и конвенциональные (связанные с правилами языка) аспекты.

Когда говорящий говорит нечто и подразумевает буквально то, что говорит, — этот феномен тесно связан с намерением говорящего произвести определенное воздействие на слушающего. Когда слушающий слушает то, что произносит говорящий, и понимает произносимое, — этот феномен тесно связан с распознаванием слушающим намерения говорящего произвести на него определїнное воздействие.

В случаях буквального произнесения мост между стороной говорящего и стороной слушающего обеспечивается общим для них языком, с помощью которого говорящий совершает свой иллокутивный акт.

Вот как работает этот мост:

1. Понимать предложение — значит, знать его значение.

2. Значение предложения детерминировано правилами данного языка, и эти правила специфицируют как условия произнесения данного предложения, так и то, совершением какого именно

иллокутивного акта считается произнесение данного предложения в данных условиях.

3. Произнести некое предложение и подразумевать то, что сказал, — равносильно вот чему: произнести данное предложение и при этом

(а) иметь намерение Iсделать так, чтобы слушатель узнал (распознал, осознал), что имеет место некое положение дел — именно: то положение дел, которое специфицировано соответствующими правилами данного языка;

(b) иметь намерение I

осуществить намерение I

следующими средствами: сделать так, чтобы слушающий распознал намерение I

;

(c) иметь намерение I

’’

осуществить намерение I

следующими средствами: сделать так, чтобы слушающий распознал намерение I

в силу знания им языковых правил, относящихся к произнесїнному предложению.[335]

4. Предложение, стало быть, предоставляет говорящему конвенциональное средство осуществления намерения I

.

Если говорящий произносит предложение и подразумевает его, то он будет при этом иметь намерения I

, I

и I

’’

.

Понимание этого произнесения слушателем попросту равносильно тому, что все эти три намерения осуществились.

И в общем случае эти три намерения осуществятся, если слушающий понимает данное предложение, т.е. знает его значение, т.е. знает языковые правила, управляющие элементами данного предложения. 5.5.4.2 О содержании и функции речевых актов. Анализируя речевые акты, следует различать между содержанием и функцией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Представления о сверхчеловеке Ницше
    Ницше был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через ее критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Евр ...

    2.3 Философия языка "Трактата": логика языка versus логика мышления
      Логико-философский трактат создавался с 1914 по 1918 год. Его созданию сопутствовали обстоятельства, о которых нельзя не упомянуть, поскольку они, вероятно, сказались на содержании. Летом ...

    Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
    - основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий ...