PhilosophyDay
Современная философия
2.4.4 ‘Сказанное’ и ‘показанное’Другая философия / Аналитическая философия / 2. Программа
логического атомизма / 2.4 Логический атомизм
"Трактата": от синтаксиса к онтологии / 2.4.4 ‘Сказанное’ и ‘показанное’Страница 1
Тема внутренних и внешних свойств и отношений получает развитие в концепции, устанавливающей различие между тем, что предложение говорит (gesagt
), и тем, что оно показывает (gezeigt
).
логическую форму действительности» [4.121].
Действительно, синтаксис элементарного предложения наполняет символической интенцией компоненты предложения, но о самом синтаксисе в предложении речи не идет. Предложение не говорит о своем синтаксисе, он сам выражается в языке [4.121]. Внутренние свойства (или черты [4.1221]) синтаксической структуры показывают внутренние свойства изображаемого факта. Но предложение не только показывает, оно нечто говорит. Содержанием своих компонентов оно говорит о внешних свойствах и отношениях.
Так, предложение ‘fa
’ не говорит, что а
– это предмет, а f
– это внешнее свойство, своей логической формой оно показывает, что в предложении речь идет о предмете аи свойстве f
, и говорит, что а
обладает свойством f
. Пусть, например, предложение “Сократ – человек” является элементарным. Оно не говорит, что Сократявляется предметом. Это показано наличием имени ‘Сократ’. Но оно говорит, что Сократу присуще свойство быть человеком. Также и в предложении ‘Ф(а
,b
)’ не говорится, что а
и b
– предметы, а Ф – отношение. Это показано символическими особенностями имен ‘a
’ и ‘b
’ и функционального знака ‘Ф’. Говорит же данное предложение об определенном отношении а
и b
.
С точки зрения показанного и сказанного различие внутреннего и внешнего можно провести и так: внутренние черты суть те, что показывают способность предложения изображать данное положение дел; внешние свойства и отношения суть те, о которых предложение говорит как о характеристиках именно этого положения дел. Скажем, предложение “Сократ учитель Платона” своей логической формой ‘Y(x
Смотрите также
Фейербах - в середине 19 века острая критика
идеализма, религии
Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он
сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть
вечной природы.- Человек – психофизическое един ...
1.1 Брентано
Аналитическая философия, которую мы
только что охарактеризовали во Введении как образец естественнонаучной
строгости в гуманитарных науках, как столп противостояния иррационализму и
интуи ...
14.3 Методологический плюрализм
традиций
Теперь,
после обсуждения тематических корреляций, рассмотрим методы исследований
аналитической философии и феноменологии. Сначала следует ввести одно важное
замечание относительно пониман ...