PhilosophyDay
Современная философия
2.4.1 Синтаксис элементарного предложенияДругая философия / Аналитическая философия / 2. Программа
логического атомизма / 2.4 Логический атомизм
"Трактата": от синтаксиса к онтологии / 2.4.1 Синтаксис элементарного предложенияСтраница 5
х
’ является переменной предложения, а значения данной переменной суть все предложения указанного вида. Символическая особенность функционального знака фиксируется данной переменной через указание на то, что, сочленяясь с выражениями определенного вида (именами), он образует элементарные предложения.
а
’ и ‘ga
’. В этом случае для указания на такой класс можно использовать переменную предложения, где постоянным выражением будет имя, изображая эту переменную, скажем, так ‘y
а
’. Здесь переменная предложения также фиксирует символические особенности имен, показывая область их осмысленного употребления.
Подход Витгенштейна к переменным существенно отличается от подхода Фреге и Рассела, для которых переменная, присутствующая в предложении, всегда указывала на определенную категорию знаков, с заданным типом значения. Скажем, для Фреге в ‘f
х
’ переменная ‘х
’ указывает на ненасышенную, требующую дополнения часть функции, являющейся неполным символом. Аргументное место данной функции может быть занято именами, полными выражениями, которые, сочленяясь с функцией, образуют предложение. Переменная ‘х
’ в таком случае указывает на класс имен. Для Витгенштейна же «каждая переменная может рассматриваться как переменная предложения. (Включая и переменное имя.)» [3.314]. Т.е. переменной является не сам по себе ‘х
’, а все выражение ‘f
х
’. Значениями такой переменной будут не знаки особого типа, а предложения соответствующего вида. При таком подходе имя также характеризуется существенной неполнотой, поскольку его символические особенности определяются только в отношении возможности сочленения с функциональным знаком. Если собственным именам естественного языка придать функцию имен в смысле Витгенштейна, то все сказанное можно проиллюстрировать следующим примером. Допустим, что “Сократ – философ” и “Платон – философ” являются элементарными предложениями. В качестве таковых на них можно указать как на возможные значения переменной ‘Философ(х
)’. Точно так же предложения “Сократ – философ” и “Сократ – грек” можно указать как значения переменной ‘y
(Сократ)’. Преобразовывая какую-либо часть элементарного предложения в переменную, мы всегда получаем переменную предложения, для которой существует класс предложений, являющихся всеми значениями данной переменной. Правда, этот класс может зависеть от того, что мы произвольно, как в приведенном примере, определили в качестве составных частей предложения, но «если мы превратим все те знаки, значение которых было определено произвольно, в переменные, то такой класс все еще существует. Но теперь он зависит не от какого-либо соглашения, а только от природы предложения. Он соответствует логической форме – логическому прообразу» [3.315]. Логическим первообразом предложений во всех указанных примерах будет переменная ‘y
x
’. Аналогичным способом можно указать логический первообраз предложений с двумя именами, скажем так: Y(x
,y
), тремя именами: Y(x
,y
,z
) и т.п.
Логический прообраз фиксирует область осмысленного употребления возможного знака, делает его символом. Вводить знак как имя – значит учитывать прообраз тех предложений, в которых он выступает в качестве имени, т.е., сочленяясь с функциональным знаком, символизирует совершенно особым способом. Так же и в общем случае: введение знака предполагает описание вида тех предложений, в которых он может встречаться. Такой подход не предполагает апелляции к значениям знаков, а «есть только описание символов и ничего не высказывает об обозначаемом
Смотрите также
2.3 Философия языка
"Трактата": логика языка versus логика мышления
Логико-философский трактат создавался с 1914 по 1918
год. Его созданию сопутствовали обстоятельства, о которых нельзя не упомянуть,
поскольку они, вероятно, сказались на содержании. Летом ...
5.2 Концепция "значение как
употребление" и ее приложения
Рассмотрим
основные аспекты концепции "значение как употребление", обсужденные в
"Философских исследованиях" Витгенштейна — работе, наиболее плотно
ассоциирующейся с у ...
9.4 Реализм и антиреализм:
теоретико-познавательный аспект
Спор
о реальности или нереальности "внешнего мира" вообще и объектов
познания в частности, известный как спор между представителями реализма
и его противниками и имеющий очень с ...