Категории диалектики.
Другая философия / Диалектика как учение о развитии и способ философствования / Категории диалектики.
Страница 1

Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.

Категории означают основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения действительности. Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи. По своему содержанию они объективны, а по форме выражения субъективны.

Так как в объективной действительности все взаимосвязано, находится во всеобщем взаимодействии, то и отражающие ее категории связаны между собой таким образом, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определенной системы категорий.

Чтобы понять категории диалектики, удобнее рассматривать их в той последовательности, в которой они выступают как ступеньки познания: категории определенности (единичное, особенное и общее, сущность и явление, содержание и форма), категории обусловленности (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность) и категории выбора (целое и часть, система, элемент и структура).

Общую структуру определенности любого отдельного предмета описывают категории общего и особенного.

Существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью, характеризуется категорией единичного. Единичным может быть известная планета, тот или иной город, конкретный человек – Петр. Общность свойств и отношений вещей выражается в категории общего. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами. Например, общие признаки пространства и времени. Общее не существует до или вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Всякий объект есть единство общего и единичного. Как уже отмечалось ранее, общее и его отношение к единичному по-разному истолковывалось в различных философских системах в эпоху средневековья. Номиналисты и реалисты спорили по поводу природы универсалий, т.е. общих понятий.

Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы и процессы. Общее и единичное синтезируется в категории особенного, которая отражает меру и способ их «сплавленности». Особенное выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим. Так дерево – понятие особенное, ибо оно входит в более общее понятие лес, но в то же время, деревья включают единичное понятие: береза, дуб, осина и др.

Существуя в отдельном в качестве его сторон, свойств, единичное и общее не просто сосуществует, а находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Они обладают противоположными тенденциями: единичное имеет тенденцию не повториться, общее – повториться в других вещах. Будучи противоположными сторонами вещи, они в процессе ее изменения и развития переходят друг в друга: единичное становится общим, общее единичным. Так, например, организм путем индивидуальной изменчивости приобретает какой-либо новый полезный признак. Этот единичный признак может быть передан по наследству и со временем стать признаком уже не отдельной особи, а ряда особей, т.е. свойством разновидности в рамках данного вида. В дальнейшем данная разновидность может превратиться в новый вид. Следовательно, признак из единичного становится общим видовым.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
    Они – представители элейской школы. Главная мысль – отрицание чувственного познания. Ксенофан. - первовещество – земля. - Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следов ...

    Мифология и религия -  истоки философии.
    Миф это исторически первая мировоззренческая форма отражения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практически – преобразующее освоение мира предстает в синкретичес ...

    1.1 Брентано
      Аналитическая философия, которую мы только что охарактеризовали во Введении как образец естественнонаучной строгости в гуманитарных науках, как столп противостояния иррационализму и интуи ...