PhilosophyDay
Современная философия
Явление и сущность. ЗаконДругая философия / Единичное и общее с позиций диалектики / Явление и сущность. ЗаконСтраница 2
Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления.
Необходимо различать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могут быть менее общими, действующими в ограниченной области (закон естественного отбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами. Другие не поддаются математическому описанию, например закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают объективную, необходимую связь явлений.
Различают динамические и статистические законы. Динамический закон — это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Динамические законы бывают разной степени сложности. Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждому из них в отдельности, разумеется, из числа тех, которые подвластны данному закону; так, каждый брошенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз.
Науке известны и такие события, которые не укладываются в рамки динамических законов. Например, в 1 куб. см воздуха у поверхности Земли примерно 30 000 000 000 000 000 000 молекул вещества. Исследовать все столкновения частиц между собой — пустая затея. Уже в середине прошлого века физики поняли, что можно изучать свойства громадных скоплений частиц вещества, не вдаваясь в подробности механического поведения каждой отдельной частицы. Температура, давление, плотность, вязкость, электрическая проводимость — все это свойства «коллективов» частиц, и для изучения этих свойств понадобилось именно статистические закономерности.
Наука, не имея возможности предсказывать поведение индивидуальных компонентов некоторых систем, точно предсказывает поведение целого, общего. Случайность в поведении индивидуального подчиняется закономерностям жизни целого. Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое.
Согласно религиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по созданным Богом путям, которые управляют всем, выполняя волю всевышнего. Бог управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи всех событий Вселенной”. Согласно субъективному идеализму, законы возникают лишь из-за любви человека к порядку.
Однако в силу того, что мир есть самоуправляющаяся система, законы в ней являются ее внутренним самопроявлением.
С точки зрения сферы действия, законы делятся на общие, универсальные (закон сохранения материи) и частные, действующие лишь в ограниченной области (закон общественного развития).
По своему внутреннему содержанию законы делятся на такие типы:
- законы строения (в основном это законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах);
- законы функционирования (причинная и системная детерминация);
- законы развития ( область причинной детерминации).
В силу диалектической необходимости и случайности законы развития выступает как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.
Законы также классифицируются по форме своего проявления на две группы:
- динамические
- статистические.
Так, любой брошенный камень вернется на землю в силу динамики закона, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статическая закономерность.
Необходимо различать тенденции и статическую вероятность: тенденция отражает путь проявления однозначных динамических законов, а статические законы предполагают альтернативную вероятность конкретного события. Обычно в случае динамического, хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят о законе, в случае статистического проявления - о закономерности. Однако и то, и другое являются различными выражениями необходимости.
Однако закономерность, в отличие от закона, отражает не жестко детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строение организма подчиняется законам, однако обладает и массой индивидуальных качеств, которые с точки зрения общего закона есть случайности, через которые и проявляется закон.
Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными словами закономерность - это форма конкретного проявления закона.
Будучи по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы действительности. Познание закономерностей – это и есть основная задача науки.
Понятие закономерности находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерминизм говорит о всеобщей обусловленности явлений, то понимание закона выражает качественную устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного понимания, но с точки зрения их объект необходимости и качественной регулярности.
Смотрите также
Введение.
Эволюция и основные характеристики аналитической философии
Под
анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы
точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку
переписать те утверждения, кото ...
Фейербах - в середине 19 века острая критика
идеализма, религии
Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он
сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть
вечной природы.- Человек – психофизическое един ...
14.1 Возможен ли диалог аналитической
философии и феноменологии?
Рассмотрение
традиции аналитической философии в данном контексте может оказаться
небезынтересным в связи со следующим обстоятельством. Представляется весьма
странным тот факт, что на фоне ...