PhilosophyDay
Современная философия
Единичное и общееДругая философия / Единичное и общее с позиций диалектики / Единичное и общееСтраница 2
Все люди индивидуальны, но все они обладают чем-то общим, что выражается в понятии ”Человек”.
Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей.
Единичное суть категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количеств определенность.
Единичное — это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.
Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным (Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Москва, Солнце. Земля и т.п.), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка.
Но никакая деятельность, никакая наука не были бы возможны, если бы не существовало возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство признаков определенных вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью, оно выражается в форме понятий и теорий. Законы формируются на основе общего и включают в себя это понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон писал: “Человек - двуногое существо, лишенное перьев”(шутка), на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно ложное утверждение, сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того, общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.
Конкретной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которых она возникла и существует в своей качественной определенности. Над единичным властвует всеобщее, которое безжалостно «заставляет» последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего-то устойчивого. Вместе с тем единичное служит предпосылкой общего.
Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Эта категория преодолевает односторонность, абстрактность того и другого и берет их в конкретном единстве. Особенное есть всегда качественно определенное, конкретное бытие соответствующего класса объектов. Таким образом, особенное богаче общего и единичного.
Почему же общее привязано к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не существует отдельно, оно как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Т.о., как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, кот служит предпосылкой и субстратом общего.
Смотрите также
Мифология и религия - истоки философии.
Миф это исторически первая мировоззренческая форма отражения
действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и
практически – преобразующее освоение мира предстает в синкретичес ...
14.4 Перспективы компаративных
исследований: возможности аналитической философии
Для
феноменолога не лишним будет обратить более пристальное внимание на
лингвистическую «окраску» конституируемых феноменов. Если языку будет уделено
соответствующее аналитическим взгляда ...
6.2 Дескриптивная метафизика
П.Ф.Стросона
П.Ф.Стросон
создал "дескриптивную метафизику" — учение, которое радикально
пересмотрело все исходные предпосылки философии анализа. При эттом он был уверен,
что продолжает и одн ...