Введение
Другая философия / Законы диалектики / Введение

Законы диалектики занимают особое место в методологии познания. Они описывают наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и информационного пространства, и потому могут быть использованы при решении широкого круга задач.

Однако применение диалектических методов исследования носит в естественных науках ограниченный, зачастую — декларативный характер, то есть — наблюдается определенный разрыв между философским и естественнонаучным описаниями мира.

Неявное противопоставление «неточного» диалектико-материалистического метода познания «точному» физико-математическому стало характерной чертой современной науки. Связано это, как мне кажется, во-первых, с непониманием многими специалистами /естественниками философского характера основных положений своих наук, во-вторых, с негативным историческим опытом тридцатых-пятидесятых годов, наконец, в- третьих, с тем, что традиционные формулировки законов марксистско-ленинской диалектики недостаточно согласуются с языком современной науки.

Существующие тенденции ведут к утрате марксистско-ленинской философией главенствующей роли в мире мышления, что чревато, в частности, распространением идеалистических воззрений в среде ученых. «Потеря непосредственной связи с философией, — отмечает Г. П. Щедровицкий, — заставила различные науки вырабатывать свои собственные формы осознания, свою собственную частную философию. Это дало базу различным формам позитивизма, а в последнее время породило так называемый „сциентизм“». [4, c.56]

Среди причин, вызвавших некоторый застой в философских исследованиях, следует отметить характерное для марксистско-ленинской науки последних лет стремление к обособленности, замкнутости в рамках определенного крута давно устоявшихся понятий и терминов. Попытки выйти за его пределы обычно вызывали негативную реакцию.

Cдержанной была реакция философов-марксистов и на появление общей теории систем Богданова-Берталанфи. Иногда системщикам приписывалось даже намерение «подменить своими приемами марксистско-ленинскую философию». При этом игнорировалось как исконно системное содержание марксистской диалектики, выраженное в классическом законе вcеобщей связи явлений, так и стихийный диалектический материализм большинства системных публикаций.

Сейчас непредубежденному человеку трудно отрицать, что общая теория систем порождает естественный понятийный аппарат диалектического материализма, согласующийся с языком современной науки; в свою очередь диамат представляет собой естественный философский базис общей теории систем. Оба эти мировоззрения неразрывно связаны и в своем развитии обогащают друг друга. «Синтез диалектики общественного развития и диалектики развития материи, теория её самоорганизации становится одним из интереснейших направлений современной мысли, и ему суждено сыграть роль методологической основы той программы исследований, которая приведет к появлению теории ноосферы». [7, с. 254]

Целью написания данной контрольной работы является исследование законов диалектики.

Данная цель достигается решением следующих задач:

- изучение исторических форм диалектики и альтернатив;

- изучение законов диалектики и их характеристика.

    Смотрите также

    Альбер Камю. Общие сведения
      Альбер Камю (1913- 1960)- французский философ, публицист, писатель, драматург, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы: &q ...

    Мифология и религия -  истоки философии.
    Миф это исторически первая мировоззренческая форма отражения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практически – преобразующее освоение мира предстает в синкретичес ...

    Древнекитайская философия
    В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (мета ...