PhilosophyDay
Современная философия
Бенедикт Спиноза как историкДругая философия / Бенедикт Спиноза как историкСтраница 2
Отражены в философии Спинозы и основные принципы работы с историческими источниками. Подобный источниковедческий анализ был предложен Декартом, чьим последователем и был Спиноза. Здесь можно выделить четыре основных принципа:
1.
2. нужно разделить исследовательское пространство на более простые для разрешения задачи;
3. руководствуйтесь принципом восхождения от простого к сложному;
4. составлений записей, описаний, систематизация материала.
Философ останавливает своё внимание на проблеме источников. Спиноза считает, что важным является привлечение наибольшего количества источников, причём историческим источником могут послужить и различные маргинальные пометы на полях, которые он сам использовал при изучении Священного Писания. Однако Спиноза повторяет обозначенный Фукидидом принцип аутопсии. Такой вывод можно сделать исходя из выделения четырёх вида познания:
1. мнение
2. чувственное познание:
3. рациональное познание;
4. интуитивное познание.
В этом классификации самой низкой степенью познанию отличается мнение – чужие рассуждения и мысли, в том числе письменные источники. Бόльшую ценность для историка представляет информация, полученная с помощью метода самоучастия, будь то чувственное, рациональное или интуитивное познание.
Рассмотрим, как решает Спиноза проблему времени. Вслед за Декартом он выделяет три понятия: время (tempus), длительность (duration) и вечность (aeternitas). Вечность – это способ бытия божественного, а длительность – это бытие тварное. Отсюда вытекает различие между вечностью божественного бытия и длительностью тварных вещей. Что качается времени, то оно служит лишь средством измерения длительности: "Чтобы определить длительность вещи, мы сравниваем её с длительностью вещей, имеющих прочное и определённое движение, и это сравнение называется временем". Длительность может быть длиннее или короче, она по своей природе делима и значит, состоит из частей. В этом положении Спиноза соглашается с членением хода человеческой истории на периоды: века, эпохи. Длительность, в которой живёт человечество, полностью зависит от Бога. Бытие тварных вещей вечно потому, что вечен Бог. Длительность, в свою очередь, - реальная, бытийная основа времени. Длительность является посредником между вечностью как атрибутом Бога и временем как субъективным способом измерять объективную длительность.
Таким образом, общепринятое понятие о времени подменяется у Спинозы термином длительность, которая совмещает в себе и само время существования вещи в тварном мире и её развитие.
Согласно Бенедикту Спинозе, все предметы земного мира могут существовать лишь в пространстве, которое философ называет также протяжением. Пространство "есть то, что состоит из трёх измерений, но мы под этим не понимаем ни акта распространения, ни чего-либо, от величины". Божественная субстанция стремится заполнить пространство. Природа тела или материи состоит только в протяжении. Пустота не может существовать потому, что это небытие. Пустоты не ни в тварном, ни в божественном мире. Как говорил сам Спиноза: "пустота сама по себе противоречивое понятие". Историческое пространство остаётся само по себе неизменным, а подвергают его трансформации различные вещи и материи, исторические личности и события могут искажать пространство, ведь пространство и тело в действительности не различаются и оказывают совместное влияние.
Хотя Бенедикт Спиноза не являлся профессиональным историком и был далёк от исторической науки, он всё же сумел привнести свои собственные принципы историзма. Изложил принципиально новый взгляд на время, пространство и развитие, а также дополнил основные положения касаемо источниковедческой критики.
Философия Спинозы оказала влияние на развитие классической философии, на Лессинга, Гёте, Гердера, Шеллинга, Гегеля и продолжает привлекать своей уникальностью и глубиной.
Смотрите также
13.2 Бихевиористская редукция
сознания
Скептические
выводы из концептуального анализа понятия сознания обычно отождествляю его с
такими понятиями, как «эфир», «флогистон» и тому подобные, которые, согласно
выражению Патриции Ч ...
Альбер Камю. Общие сведения
Альбер Камю (1913- 1960)- французский философ, публицист, писатель, драматург, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).
Основные философские и
литературно-философские работы: &q ...
4.6 Теория истинности А.Тарского
Тарский
поставил цель определить предикат "истинный", используя в
определениях только ясно приемлемые термины и избегая других недоопределенных
семантических терминов.
Рассмо ...