PhilosophyDay
Современная философия
Классификация потребностей человека по ФроммуДругая философия / Эрих Фромм о потребностях человека / Классификация потребностей человека по ФроммуСтраница 1
Потребность в свободе
Начальной проблемой, которую ставил Фромм перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцетрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека.
Испытывая тревоги существования в непростом мире, подвергаясь неврозу или депрессии, страху или психоастении, люди стремятся освободиться от страданий и ограничений своей жизни. Но свобода не является однозначно положительным состоянием. Психология и психоанализ задаются вопросом: как люди преодолевают состояние стресса, чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность (что чревато опять-таки стрессом, неврозом и депрессией).
Стратегии «Бегства»
Фромм, как психолог и психотерапевт, описал несколько стратегий, используемых (как сознательно, так и бессознательно) людьми, чтобы "убежать от свободы".
Первый из них – авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.
Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Для Фромма, как психоаналитика, очевидно, что долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
Наконец, люди могут избавиться от одиночества, страха и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. Фромм, как психотерапевт, полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере и психологии большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
Позитивная свобода
Фромм, как психолог, считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге "Искусство любить", одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности, избегая таким образом, возникновения невроза или депрессии.
Смотрите также
5.2 Концепция "значение как
употребление" и ее приложения
Рассмотрим
основные аспекты концепции "значение как употребление", обсужденные в
"Философских исследованиях" Витгенштейна — работе, наиболее плотно
ассоциирующейся с у ...
9.5 Парадокс познаваемости и кризис
антиреализма
Довольно
чувствительный удар по антиреализму в целом и по его верификационистской
разновидности в частности был нанесен с открытием так называемого
"парадокса познаваемости", об ...
О Альберте Камю
Альбер Камю – крупнейший представитель французской философии первой
половины 20 века, причисляемый к экзистенциалистам. Основными темами его
творчества и размышлений стали темы абсурда и б ...