PhilosophyDay
Современная философия
Философская система СковородыДругая философия / Философские взгляды Григория Сковороды / Философская система СковородыСтраница 1
"
Мир ловил меня, но не поймал"
Г.С. Сковорода
Формально философская система Сковороды заключается в одной строке. Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трех миров".
Видимая натура зовется твар, а невидимая - Бог . У древних [людей] Бог звался “ум всемирный”. Ему в них были разные имена: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и др. А у христиан самые известные ему имена такие: дух, Господь, царь, отец, ум, истина . Что же касается видимой натуры, то ей также не одно имя, например: вещество или материя, земля, плоть, тень и др. …".
Вопрос о Боге, который составляет первооснову всего сущего - "вижу всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды.
Своим представлением о Боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви, что придерживается библейской легенды о создании мира Богом на протяжении шести дней.
Взгляд Сковороды на Библию представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Он смотрел на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям.
В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Он не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины.
В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа: "познай самого себя" Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума.
Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона.
Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой.
Для достижения и личного счастия человека, и общественного блага Сковорода советовал: не входить в "несродную стать", не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у него название "несродности". Указать свою сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье.
В своих философских сочинениях Сковорода, между прочим, выступал проповедником идеи национальности. Он старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но наряду с разумом видное место занимает и вера.
В отличие от церковного, Бог у Сковороды - вечное начало - неуловимый и невидимый, поскольку он, "будучи присутствующим во всем, не является ни частью, ни целым, не имеет меры, часовой и пространственной характеристики". Такое понимание Бога, что отождествляется с природой, получило в философии название пантеизма.
Сам термин "пантеизм" был впервые введен английским философом Джоном Толандом, хоть представления о тождественности Бога и природы были заложены еще нидерландским философом Бенедиктом Спинозой.
Представление Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него Бог и материя сосуществует рядом, хоть невидимая натура всегда первична - то есть в Сковороды цель развития материи задана Богом. Поскольку какое-нибудь развитие мира понимается Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданы Богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках отведенных Богом - естественными законами - границ.
Смотрите также
6.3 "Усовершенствованный
реализм" А.Айера
Оскфордский философ Альфред Джулс Айер (1910 — 1989) после окончания Крайст-Черч-колледжа в 1932 отправился в Вену, чтобы познакомиться с идеями
Венского кружка. Его первая книга «Язык, ист ...
10.8 Различение
между истинностью и обоснованностью знания
Мы
можем знать некоторый факт только в том случае, если мы имеем истинное
полагание о нем. Однако, поскольку не все, а только некоторые истинные
полагания являются знанием, то один из цен ...
3.4 Дискуссия о языке наблюдения
Исходной
точкой исследований венцев был "Трактат", согласно одному из
фундаментальных тезисов которого утверждение истинно, если факт или состояние
дел, выраженные этим утвержде ...