Путь Григория Сковороды в философию
Другая философия / Философские взгляды Григория Сковороды / Путь Григория Сковороды в философию
Страница 1

Путь Г.С. Сковороды в философию был длинным. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение.

А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этому путешествию в образе "старца" - бродячего философа-наставника.

Из чего же состоял этот предфилософский путь?

Григорий Савич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько лет он учился в Киево-могилянской духовной академии. Потом находился в придворной певческой капелле в Санкт Петербурге. В 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы.

Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, он знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский.

Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, то он не согласился, вследствие чего был уволен.

В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г).

После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни.

К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают его мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом.

Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением его собрания сочинений, изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению.

За годы, потраченные на учебу и преподавание, у Григория Сковороды не только накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, его проблемам.

Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и социальной обстановки, которая резко меняется - с другой.

Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, исключительно музыкальный слух и голос; он писал стихотворения, составлял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.

Своеобразие исторического момента заключалось в том, что это было время освобождения от феодального гнета и первичного накопления капитала, которое сопровождалось моральным растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной запущенностью [4].

Особенность творческого поведения Григория Сковороды (которая потом отразилась и на характере его философского учения) заключалась в том, что при негативном отношении к миру, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу образования, культуры и морали. Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Альбер Камю. Общие сведения
      Альбер Камю (1913- 1960)- французский философ, публицист, писатель, драматург, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы: &q ...

    12.2 Аналитические модели объяснения
      Проблеме научного объяснения посвящена обширнейшая литература. Аналитические аспекты этой темы могут быть резюмированы так: каким образом проблема перехода от описания к объяснению связана ...

    9.  Аналитическая эпистемология
      В аналитической философии теория познания всегда занимала особое и даже привилегированное положение, будучи одной из тех немногих философских дисциплин, правомерность принадлежности котор ...