Чувственное познание
Другая философия / Формы познания / Чувственное познание
Страница 2

В соответствии с этой традицией ци составляет основу жизнедеятельности человека, его жизненную энергию. Она малодоступна непосредственному восприятию. Обычный человек по свидетельству специалистов лишь при специальной предварительной подготовке способен ощутить циркуляцию этой энергии, хотя мы постоянно сталкиваемся с последствиями ее правильного или неправильного функционирования.

Таким образом, если определить орган чувств живого существа как нечто такое, что поставляет информацию о внешнем мире, то никакого внечувственного экстрасенсорного восприятия быть не может. Однако если этот термин применить к процессам, нам еще не известным, то оно имеет весьма важный смысл, отражающий широко распространенное явление экстрасенсорного восприятия среди живых существ. И.А. Бескова, отстаивая свою концепцию сознания как «универсальной силы» природы, пишет: « .То, что у современного человека установлены и изучены традиционные органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание),— еще не основание для того, чтобы считать, что другими каналами поступления информации он никогда не располагал и сегодня не располагает. Животный мир демонстрирует гигантское разнообразие неизвестных нам ранее форм восприятия и ощущения. И даже если многие из них не представлены у человека, в принципе они возможны. И то, что современная наука пока не понимает, как они организованы и функционируют, вовсе не портит их и не служит основанием для их отвержения».

Оставив вопрос о сознании как «универсальной силе» природы на дальнейшие исследования, можно вполне согласиться с такой методологической нацеленностью концепции И.А. Бесковой на изучение некоторых загадочных явлений человеческого сознания.

Однако обратим теперь внимание на более высокий его пласт, «надстраивающийся» над ощущениями. В отличие от ощущений восприятия представляют не раздробленный на отдельные свойства, а целостный предмет. Возникающие при восприятии предметов внешнего мира образы обладают целостностью. Уже на уровне ощущений в психике человека не просто фиксируются отдельные свойства предмета или их неупорядоченная совокупность, а происходит определенная организация, синтез многообразных чувственных впечатлений. Однако такой синтез требует избирательности. На этой стадии познания мира сознание человека отделяет существенное от несущественного, постоянное от изменяющегося, качество от свойств, целое от части. В восприятии как целостном образе предмета находят отражение не все, а лишь значимые для субъекта в той или иной конкретной ситуации свойства предмета.

Восприятия имеют родовой характер в том смысле, что все воспринимаемое относится к некоторому классу предметов и лишь через него приобретает свое значение. Это так называемый акт категоризации. Субъект осуществляет отбор, отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории: «звук», «прикосновение», «боль» и т.д. Это само по себе свидетельствует о том, что в процесс образования восприятия активно вмешивается понятийная деятельность, т.е. рациональное мышление.

Категоризация объекта в процессе восприятия служит основой для соответствующей организации действий, направленных на объект. Действие с предметом позволяют проверить соответствие восприятий действительности. Обучаясь восприятию, мы усваиваем отношение, существующее между наблюдаемыми свойствами и событиями, усваиваем соответствующие категории, системы категории, учимся предсказывать наступление того или иного события.

Правильное восприятие в неоптимальных условиях основано на способности человека соотносить внешний раздражитель с соответствующей системой кодирования. Когда информация фрагментарна, человек восстанавливает недостающие звенья сообщения с помощью кода, с которым связана сохраняющаяся часть этого сообщения. Если оказывается, что избранная кодовая система не соответствует сообщению, результатом будет ошибка в восприятии.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Древнекитайская философия
    В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (мета ...

    13.    Аналитическая философия сознания
      Философский интерес к сознанию исторически был обусловлен не только важностью этого понятия для понимания рациональности и разумности, но еще и тем, что существование сознания бросало сам ...

    9.1 Бертран Рассел: знание вещей и знание истин
      В теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным смыслам, в которых вообще может использо ...