Заключение
Другая философия / Ценности и смысл человеческого бытия / Заключение

Человек – это природное, социальное и в то же время духовное существо, обладающее сложным внутренним миром с его сознательными и бессознательными процессами, памятью, волей, верой, знаниями, чувствами, существо мыслящее и переживающее, любящее и страдающее.

В ходе исторического развития были созданы культурные ценности, многообразные как по форме, так и по содержанию. Передаваясь из поколения в поколение, они накапливались, переосмысливались человечеством. Культурные ценности и духовные богатства, запечатленные в произведениях искусства, науки и творчества, могут порождать живой непосредственный отклик в душах людей. Все эти плоды развития человеческой цивилизации включены в сложную систему, объединенную общим понятием «культура».

В центре культуры стоит человек, находящийся в тесной связи с внешним миром, природой, где он живет, с обществом, в котором он действует и реализует себя как личность, и той духовной средой, которая его питает и которую он, в свою очередь, творит.

Становление основ гуманистического постиндустриального общества выдвигает на передний план весь комплекс наук о человеке, в том числе исследования в области психологии, социальной и культурной антропологии, а также философии человека в целом, призванных помочь человечеству выработать новую систему глобальных и национальных приоритетов и дать достойный ответ на вызов истории.

Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл – не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл – всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное.

Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и пережитых. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние.

Даже при самом мудром образе жизни, реальной безграничности продвижения вперед нам в нашем индивидуальном бытии не дано – именно через неумолимый конец последнего. Хоть как бы мы общались с окружающим миром, как глубоко достигали бы в его тайне, всему этому рано или поздно приходит конец, и перед каждым из нас, в его последнем одиночестве, появляется то же таки вопрос: зачем мне это все? Зачем вообще живет человек?

Можно, конечно, надеяться, что вечный смысл бытия преодолевает конец индивидуального человеческого существования, однако такие надежды немногого стоят, пока мы не заглянем в глаза самому этому концу – только так, в конечном итоге, можно понять, что же это за вечность, которая ей не чужая и к которой она стремится.

    Смотрите также

    5.1 "Лингвистический поворот" в философии ХХ века
      Как пишет В.А.Ладов, "Конечно же, термин "аналитическая философия" очень широк, велико количество тематических и методических "оттенков" в исследованиях тех мысли ...

    11.1 Эпистемологический и онтологический плюрализм Н.Гудмена
      Нельзя провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах "Способов создания миро ...

    4.6 Теория истинности А.Тарского
      Тарский поставил цель определить предикат "истинный", используя в определениях только ясно приемлемые термины и избегая других недоопределенных семантических терминов. Рассмо ...