Фейербах о человеке
Другая философия / Человек и его потребности / Фейербах о человеке
Страница 2

С этой точки зрения Л. Фейербах подходит к критике религии. В религиозных представлениях отражается родовая сущность человека и неадекватные (превратные) условия ее существования. Религия есть отражение человеческой сущности.

Ее основу составляет чувство зависимости человека от внешней природы и от природного в самом себе.

По Фейербаху первый бог человека есть потребность и притом потребность физическая, соединенная с представлением о некотором существе, которое способно удовлетворить эту потребность. Таким образом, религия есть отношение человека к своей собственной сущности, то есть способ самосознания и опредмечивания в религиозных представлениях самое себя, то есть свое же собственное родовое существо.

Человек для Фейербаха не только основной предмет и конечная цель философии, но и прообраз, и мерило всего сущего. Можно сказать, что он как бы моделирует бытие по человеческому образу и подобию, в отличие от механических материалистов, для которых не организм (“физиология”), притом человеческий, а механизм служил прообразом бытия. Что антропологическая “модель”, определяющая колорит, специфическую атмосферу философии Фейербаха, ни в коей мере не уводит его от материализма. Он не мыслит человека в отрыве от природы, не допускает антропологии в отрыве от физиологии. Фейербаховский антропологизм, есть ничто иное, как антропологический материализм - особая разновидность метафизического материализма, противостоящая, как всякий материализм, философскому идеализму. Основоположная категория этой философии - человек - понимается Фейербахом строго материалистически, он постоянно подчеркивает телесную природу человека, его естественность.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Философия и наука.
    Выявление специфики философского знания предполагает исследование различных форм овладения человеком действительности. Кроме   практического отношения к действительности существуют другие нормообраз ...

    10.7 Когерентная теория истины
      Истина приписывается утверждениям, пропозициям или чему бы то ни было, что мы принимаем за первичные носители истинностного значения, либо ·        п ...

    3.6 Критика логико-позитивистского анализа
      Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических высказываний, а также концепцию, характерную толь ...