PhilosophyDay
Современная философия
Становление научной теории и рост теоретических знанийДругая философия / Философия природы и науки / Становление научной теории и рост теоретических знаний
Известны следующие научные исторические типы познания.
1. Ранненаучный тип познания.
Этот тип познания открывает эпоху систематического развития научного познания. В нем, с одной стороны, еще отчетливо видны следы предшествующих ему натурфилософского и схоластического типов познания, а с другой, - появление принципиально новых элементов, резко противопоставляющих научные типы познания донаучным.
Ранненаучный тип познания связан, прежде всего, с новым качеством знаний. Основным видом знаний объявляется знание опытное, знание фактическое. Это создавало нормальные условия для развития теоретического знания - научного теоретического знания.
2. Классическая ступень познания.
Имела место с конца XVII - начала XVIII до середины XIX века. С этого этапа наука развивается как непрерывная дисциплинарная и вместе с тем профессиональная традиция, критически регулирующая все свои внутренние процессы. Здесь появляется теория в полном смысле слова - теория механики И. Ньютона, которая почти два столетия, оставалась единственной научной теорией, с которой соотносились все теоретические элементы естествознания, да и социального познания также.
Самые значительные перемены, по сравнению с ранней наукой, произошли в сфере знания. Знание становится теоретическим уже в современном смысле слова, или почти современном, что было огромным шагом в преодолении традиционного разрыва теоретической проблематики и эмпирического подхода.
3. Современный научный тип познания.
Данный тип науки продолжает господствовать и в настоящее время, на рубеже XX–XXI вв. В современной науке коренным образом изменилось качество предметов познания. Окончательно выявилась целостность объекта, предметов отдельных наук и самого субъекта научного познания. Происходят коренные изменения в средствах современной науки. Совсем иной вид обретает ее эмпирический уровень, наблюдение и эксперимент практически полностью стали контролироваться теоретическим (опережающим) знанием, с другой стороны, - знанием о наблюдаемом.
Смотрите также
11.1 Эпистемологический и
онтологический плюрализм Н.Гудмена
Нельзя
провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом
дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах
"Способов создания миро ...
Кьеркегор и Шпенглер.
Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального
существования человека, ибо только принимая во внимание эту реальность и
возможность человеческого бытия. Фил имеет смы ...
7.2 Концепция онтологической
относительности и холистический тезис Куайна
Известный
"онтологический критерий" У. Куайна — "Существовать — значит быть значением
квантифицируемой переменной" — выступает инверсией семантического критерия,
...