Биологические законы роста народонаселения Т. Мальтуса
Другая философия / Природа в философском осмыслении / Биологические законы роста народонаселения Т. Мальтуса

Т.Р. Мальтус (1766-1834), известный английский экономист, священник, прославился своими работами в области демографии (демография от греческого demos -народ, и grapho - пишу). Сам термин "демография" был введен в 1855 году французским ученым А.

Гийоаром. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим в рамках демографии изучается рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социальная структура, расовый, языковой, национальный состав народонаселения, его миграция, урбанизация. Именем Мальтуса названа социально-экономическая теория - мальтузианство - широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века. Наиболее известная работа Т.Мальтуса - "Опыт о законе народонаселения ." вышла в 1798 году. В этой работе Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а "вечными" законами природы. Понимая биологически факторы как решающие в процессе воспроизводства населения, Мальтус сформулировал "естественный закон", согласно которому, население Земли растет очень быстро - по законам геометрической прогрессии, тогда как производство продовольствия и других средств существования развиваются значительно медленнее - по законами арифметической прогрессии. По его мнению, это связано с так называемым законом убывающей производительности последовательных затрат, что, например, для земледелия оборачивается "законом убывающего плодородия почвы". От роста населения зависит состояние общества, а этот рост, в свою очередь, определяет биологическими законами размножения. Таким образом, согласно Мальтусу и его последователям, жизнедеятельность и развитие общества оказывается подчиненным биологическим законам.

Центральным понятием мальтузианской теории общества является понятие народонаселения. Народонаселение - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечество в целом; групп стран; отдельных стран; различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений. В социологическом плане народонаселение, его рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни общества. В экономической теории народонаселение понимается как источник трудовых ресурсов и субъект потребления. Для демографии народонаселение - это совокупность поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу. В демогеографии под народонаселением понимают совокупность тех же людей, расселенных и мигрирующих в пределах определенной территории.

Мальтус утверждал, что, несмотря на "естественное" регулирование численности населения посредством таких факторов, как голод, войны, эпидемии, человечество неизбежно столкнется с наступающим "абсолютным перенаселением". Обосновывая необходимость борьбы с этим негативным явлением, Мальтус настаивал на регламентации браков и регулировании рождаемости. При этом в его теории игнорируется естественная потребность в детях и содержится призыв к ограничению рождаемости независимо от объективных обстоятельств, которыми определяется интенсивность данного процесса. В начале 19 века сознательное ограничение числа детей охватывало лишь около одного процента всех семейных пар, к началу 20 века - 8%, к середине - 25% и в 70-начале 80-х годов - около 45%.

    Смотрите также

    Древнегреческая философия
    Милетская школа. Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен. Общие черты: - Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э. - Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую ...

    5.5 Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль)
      Интенционализм — одно из крупных направлений в современной аналитической философии языка. Основная претензия интенционализма — доказать, что концептуально первичным и ключевым для философ ...

    5.4 Теория речевых актов Дж.Остина
      Переход от интенциональных состояний к лингвистическим актам активно обсуждался еще в лингвистической философии в связи с употреблением выражения "Я знаю". Как известно, предста ...