PhilosophyDay
Современная философия
9.3 Эпистемическая логикаДругая философия / Аналитическая философия / 9. Аналитическая
эпистемология / 9.3 Эпистемическая логика
В качестве эффективного инструмента реконструкции и анализа теоретико-познавательных контекстов и проблем обычно используется особый вид интенсиональной логики – эпистемическая логика
.
и Вар
обозначают утверждения "а
знает, что р
" и "а
считает (полагает, убежден, думает), что р
" соответственно. "Здесь а
есть имя некоторого лица, личное местоимение или, возможно, конечное описание некоторого человека, а р
есть независимое повествовательное предложение".[440] В дальнейшем изложении, чтобы избежать излишней технической детализации, мы будем использовать эпистемические операторы без явной ссылки на конкретного субъекта познания (т.е. индекс а
будет опускаться); при этом всегда неявно
подразумевается наличие некоторого фиксированного субъекта. Кр
означает тогда "(некто) знает, что р
" (или просто "р
известно"), Вр
– "(некто) полагает, что р
". Иногда наряду с операторами знания и убеждения вводятся и другие аналогичные эпистемические операторы, например для "сомневается", "опровергает" и т.п.
Аппарат эпистемической логики позволяет ставить и успешно решать задачи выявления формальных (логических) свойств операторов знания и убеждения (а значит и соответствующих понятий), формулировки аксиом, выражающих эти свойства, и установления взаимосвязи между данными операторами и понятиями. При этом активно задействуются результаты философского анализа понятий знания и убеждения. Начнем с оператора убеждения. Для этого оператора, дополнительно к аксиомам классической логики, можно принять следующие постулаты:
В1.
В(р
® q
) ® (Вр
® Вq
). (Каждый должен быть убежден в истинности всех следствий принимаемых им допущений.)
B
2.
Bp
® ~B~p
. (Невозможно одновременно быть убежденным в истинности какого-нибудь высказывания и его отрицания – рациональный субъект не должен принимать противоречия.)
B
3.
Bp
® BBp
. (Если некто считает, что р, то он также убежден в том, что он так считает.)
B
4.
~Bp
® B~Bp
. (Если некто не
считает, что р, то он должен быть убежден в том, что он так не считает.)
Первые два постулата говорят о том, что мы имеем здесь дело не с дескриптивным, а с рационализированным понятием убеждения. Это понятие выражает не фактические убеждения того или иного конкретного субъекта в том или ином конкретном случае, а принципы, которым должны подчиняться рациональные убеждения вообще.[441] Последние два постулата выражают то обстоятельство, что мы не можем ошибаться касательно того, в чем мы убеждены, а в чем – нет. Субъект всегда имеет определенность относительно высказываний о собственных убеждениях.
Перейдем теперь к оператору знания. Для этого оператора обычно принимаются следующие основополагающие постулаты:
K1.
Kp
® p
. (Если высказывание известно, то оно истинно; знание высказывания влечет за собой его истинность.)
K
2.
K(р
® q
) ® (Kр
® Kq
). (Если известно, что высказывание p
влечет за собой высказывание q
, а также известно p
, то известно и q
)
K3.
Kp
® KKp
. (Если некто знает какое-то высказывание, то он также знает, что он это знает.)
Во многих системах эпистемической логики принимается следующее правило вывода, которому должен подчиняться оператор знания: Если высказывание р
является доказанным, то доказанным является и высказывание Кр
(правило "навешивания" оператора знания). Согласно этому правилу, познающий субъект знает все теоремы логики (логическое всеведение
). Это, конечно, довольно сильная идеализация, к тому же небесспорная. Имеется обширная логико-философская литература, посвященая обсуждению этого принципа и рассмотрению различных доводов за и против его принятия.
Следующей важной задачей является установление взаимосвязи между операторами знания и убеждений. Эта взаимосвязь, в основном, фиксируется посредством следующего постулата:
KB1.
Kp
® Bp
. (Если некто знает, что р
, то он также считает, что р
.)
Постулаты К1 и КВ1 отражают то понимание, что необходимыми условиями знания высказывания являются как его истинность, так и убежденность в нем со стороны некоторого субъекта. В некоторых системах эпистемической логики эти условия считаются также и достаточными, в результате чего получаем следующее определение знания:
Определение 1.
Кр
Û Вр
Ù р
. (Некто знает, что р
, если и только если он убежден, что р
и р
является истинным.)
Несмотря на то, что, как было показано в предыдущем параграфе, с философской точки зрения это определение является явно неполным, его вполне можно использовать для целей логического анализа в качестве рабочего определения. Если же ввести дополнительный "оператор обоснованности" – Jp
(читается как "р
является обоснованным"), то можем сформулировать следующее определение знания как обоснованного истинного убеждения:
Определение 2.
Кр
Û Вр
Ù Jp
Ù р
.
Перечисленные постулаты делают возможным формальный анализ понятий знания и убеждения в рамках определенной системы аксиом. Такой анализ осуществляется в ходе доказательства новых теорем. В качестве примера, покажем, как доказывается теорема, выражающая невозможность противоречивости знания: Кр
® ~К~р
. В скобках после каждого шага доказательства дается обоснование данного шага.
1. Kp
® Bp
(постулат КВ1)
2. Bp
® ~B~p
(постулат В2)
3. Kp
® ~B~p
(из 1 и 2 по транзитивности)
4. K~p
® B~p
(частный случай постулата КВ1)
5. ~B~p
® ~K~p
(из 4 по контрапозиции)
6. Kp
® ~K~p
(из 3 и 5 по транзитивности).
То есть, если некто знает, что р
, то неверно, что он знает ~р
– нельзя одновременно знать как р
, так и ~р
, что и требовалось доказать.
Другая интересная теорема, устанавливающая связь между понятиями знания и убеждения, непосредственно следует из постулатов К3 и КВ1: Kp
® ВKp
. Эта теорема по существу говорит о том, что если мы что-то знаем, то мы обязательно должны быть убеждены в самом факте нашего знания.
Философское значение эпистемической логики заключается также в том, что сама постановка вопроса, следует ли принимать в качестве аксиом те или иные эпистемические формулы, способна стимулировать обсуждение соответствующих эпистемологических проблем, в частности проблемы философского обоснования соответствующих эпистемологических принципов. Так например, из вышеприведенных аксиом нельзя вывести следующие формулы: Вp
® КВp
и ~Вp
® K~Вp
, которые утверждают, что если мы в чем-то убеждены или не убеждены, то сам факт наличия или отсутствия этого убеждения должен быть нам известен. Можно было бы рассмотреть возможность принятия этих формул в качестве дополнительных аксиом. Это, однако, требует предварительного содержательного оправдания данных принципов.
Смотрите также
Пифагор. Гераклит. Пифагор.
Принципы математики – числа – считал также принципами мира;
числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем
порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение ...
8.1
Стандартная семантика Д.Дэвидсона
Работа
Дональда Дэвидсона в философии языка сфокусирована на развитии такого подхода к
теории значения, который был бы адекватен естественному языку. Представление
Дэвидсона о семантическ ...
Предмет и функции философии
Первой исторической формой философского мышления была
натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия при-
роды. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии,
...